Статьи
Что ясно ученым?
Ученым ясно — мозг музыкантов работает лучше. Исследователям из Университета Вандербилта (США) удалось установить, что у музыкантов чаще, чем у других людей бывают задействованы оба полушария одновременно, и у них они одинаково активны. В целом IQ у любителей нот выше, их мозг быстрее обрабатывает информацию. Одинаковое развитие обоих полушарий мозга объясняется тем, что на музыкальных инструментах играют двумя руками, и поэтому нейронные сигналы распределяются равномерно. Таким образом, музыканты полнее используют творческий потенциал, отпущенный им природой.
Станьте умнее на сайте www.music-health.ru
По материалам: Uaua.info
15 НОЯБРЯ – ЕВРОПЕЙСКИЙ ДЕНЬ МУЗ. ТЕРАПИИ
СЕГОДНЯ — 15 НОЯБРЯ – ЕВРОПЕЙСКИЙ ДЕНЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Почувствуйте силу музыки и пения на одном простом примере.
Из воспоминаний Бориса Григорьевича ЮСФИНА, бывшего члена АМПП
Чудесное исцеление
Многое из того, что современные музыкотерапевты предлагают как свои открытия, чуть ли не как последнее слово (надо ли приводить примеры!), было известно с незапамятных времен, широко и вполне успешно применялось в лечебной практике многих народов.
Сегодня, в эпоху широкого и многопрофильного развития музыкотерапии как самостоятельного раздела психотерапии и медицины, представляется более чем уместным вспомнить том, что создано народами мира в этой сфере помощи человеку.Могу сослаться и на свой скромный опыт.
В моей практике полевого музыканта-этнографа я неоднократно встречался со случаями использования музыки в медицинских целях. Среди них бывали и совершенно загадочные исто-рии, внятного объяснения которых, насколько могу судить,нет в медицинской науке до сих пор.Из своих наблюдений я выбрал несколько эпизодов, очевидцем которых я был, и за достоверность которых отвечаю.
Хотя они, честно говоря, и оставляют вопросы и заставляют серьёзно задуматься над их природой. И, шире, – над возможностями музыки, которые всё ещё остаются далеко не в полную меру известными, осмысленными и используемыми в практике профессиональной музыкотерапии.
1945 год. Случилось это в последние месяцы Отечественной войны. Ещё не будучи военнообязанным, я сбежал на фронт, где меня приняли в охрану прифронтового госпиталя (ППГ).
Однажды в госпиталь поступили около десятка тяжело раненых солдат. Часть из них – тех, кто был транспортабелен – отправили в тыловую службу. Остальных оставили у нас. Надежд на их выздоровление было немного. Как сказал главный хирург госпиталя:
— Только чудо может сохранить им жизнь. Медицина здесьбессильна. За неделю, что они пролежали, один солдат и в самом деле скончался.
Однажды, проходя мимо палатки, где лежали раненые, я услышал непонятное гудение. Подойдя ближе иприслушавшись, я понял: солдаты хриплыми голосами пели старинную русскую протяжную песню «Эко сердце,эко бедное моё». Их голоса, странно сливаясь, звучали как отдаленный орган. Они пели – если то, что они делали, можно было назвать пением – тихо и ровно. В их пении не было ничего внешнего. Я бы рискнул сказать,что в нём не было и голоса; так могли звучать только отчаяние и безнадёжность. Не рискую как-то оценить созвучание их голосов. Не могу сказать – сливались ли они, пели ли они одноголосно или разветвлялись на подголоски.
Услышав непонятные звуки, доносившиеся из палатки, операционная сестра побежала за начальником госпиталя.По дороге её остановил парторг:
— Чего они воют как волки? Они будоражат раненых. Заткните им глотки!..
Его реплику услышал главный хирург.
— Пусть поют. Им уже ничем не поможешь. Так они прощаются с жизнью…
С тех пор добрую неделю то и дело из палатки доносилось это странное, почти мистическое гудение. А ещё через неделю выяснилось, что почти все они пошли на поправку.
Что спасло солдат? Добрые руки медиков, которые продолжали делать всё возможное и невозможное? Или, всё-таки – родные русские песни, исполненные красоты, мудрости и надежды, давшие им веру в жизнь? Сказать по правде – не знаю. Но знаю другое: солдаты, которых увезли в тыловой госпиталь с более легкими ранениями, где к тому же и медицина была выше, и условия лучше, – все они умерли от ран. Тогда как наши солдаты, с тяжелыми, можно сказать, несовместимыми с жизнью ранениями – выжили…
Опубликовано в журнале «Музыкальная психология и психотерапия» № 5(20) / 2010 г.,
Узнайте всё о музыкальной терапии на сайтах.
Навстречу Европейскому дню Музыкальной терапии
Магические эффекты музыки, оказывающие влияние на мозг
Статья из блога английского психолога Джереми Дина PSY BLOG
Уроки музыки включают улучшение вербального IQ, помогают в лечении болезней сердца, вызывают цветные картины в сознании и помогают вам видеть счастливые лица вокруг. Каждый меломан может привести потрясающие примеры того, какую власть может иметь музыка над мыслями и чувствами людей.
Хорошая музыка может превратить обычный день в нечто волшебное и вдохновляющее. Она может дать утешение, расслабление и сильные переживания.
Но воздействие музыки распространяется еще дальше: от нашего генетического кода, посредством наших мыслей и тел, мы оказываемся включенными в социальные группы.
1.Совершенствовать вербальный IQ
Игра на пианино может не только улучшить музыкальные способности, она также может улучшать визуальные и вербальные навыки. Исследование детей от 8 до 11 лет выявило, что те дети, которые посещали внеклассные музыкальные занятия, имели более высокий вербальный IQ и визуальные способности по сравнению с лицами без музыкальной подготовки (Forgeard и соавт., 2008).
2. Чувствуя озноб
Вы когда-нибудь чувствовали озноб и «мурашки» вдоль вашего позвоночника во время прослушивания музыки? Согласно исследованию, проведенному Нусбаум и Сильвия (2010), это ощущение испытывают более 90% слушателей музыки.
Сила воздействия музыки зависит от вашей личности. Люди, которые показывают «открытость опыту’, вероятно, ощутят наиболее сильный озноб во время прослушивания музыки.
В цитируемом исследовании люди, открытые новому опыту, чаще играли на музыкальном инструменте и оценивали музыку, как нечто для них очень важное.
- Счастливые эффекты музыки
Одним из следствий прослушивания музыки является ощущение озноба; если же его нет, то, возможно, вы должны попробовать что-нибудь другое. Недавнее исследование противоречит старым представлениям о том, что активные попытки чувствовать себя более счастливым человеком бесполезны.
В исследованиях Фергюсон и Шелдон (2013) участники, которые слушали бодрые классические произведения Аарона Копланда и пытались активно чувствовать себя лучше, осознали, что их настроение после прослушивания музыки улучшилось больше, чем у тех, кто слушал музыку пассивно.
Это говорит о том, что активное взаимодействие с музыкой, не позволяющее нам быть в стороне от неё, дает нашему опыту дополнительную силу переживания.
4.Совместное пение сближает
Поскольку музыка — это вид социальной активности, то, исполняя её вместе с другими, это способствует объединению людей.
Исследование почти тысячи финских учеников, которые приняли участие в расширенных музыкальных занятиях, обнаружили, что они сообщили о росте удовлетворенности от своего пребывания в школе почти в каждом районе, даже в тех, которые не были связаны с музыкальными классами. (Eerola & Eerola, 2013)
Объясняя полученные результаты, ведущий исследователь Пяйви-Сиско Eerola, сказал:
“Пение в хоре и ансамбле весьма популярны в расширенных музыкальных классах. Другие исследования говорят о том, что люди находят музыкальные занятия очень подходящими для развития взаимодействия друг с другом. Это увеличивает чувство сплоченности внутри группы. Эти занятия помогают людям понравиться друг другу больше и сдружиться.”
- Воздействие музыки на болезни сердца
Музыка может помочь справиться со стрессом и тревогой, связанные с необходимостью лечения ишемической болезни сердца. Обзор 23 исследований, охватывающих почти 1500 пациентов обнаружили, что прослушивание музыки снижается частота сердечных сокращений, артериальное давление и возбудимость в сердечной болезни пациентов (Bradt & Дилео, 2009).
- Почему грустная музыка поднимает настроение?
Управление настроением — это причина номер один, по которой люди любят музыку. Все поклонники музыки знают, что музыка может иметь релаксирующий эффект. Но, все-таки странно, что некоторым людям печальная музыка при определенных обстоятельствах улучшает их настроение. Почему?
Согласно исследованию, проведенному Каваками и соавт. (2013), грустная музыка приятная, потому что это создает интересное сочетание эмоций, как отрицательных, так и положительных. Важно то, что в музыке мы воспринимаем отрицательные эмоции, но не чувствуем их так же сильно, как в обыденной жизни.
- Видя счастливые лица
Один из эффектов музыки заключается в том, что она может заставить вас чувствовать себя по-другому. Уже 15 секунд музыки могут изменить нашу оценку эмоционального состояния на лице другого человека.
Исследования Logeswaran и соавт. (2009) обнаружили, что короткий фрагмент веселой музыки привел к тому, что участники эксперимента стали воспринимать лица других людей как более счастливые. То же самое оказалось верным и при прослушивании грустной музыки.
Другими словами: слушатели лучше воспринимали настроение музыки, когда они могли видеть лица других слушателей.
- Цвет музыки
Музыка естественно предлагает слушателям ассоциировать её с определенным цветом. В разных культурах люди соотносят характер музыки с конкретной цветовой гаммой.
В исследовании Палмер и соавт. (2013), слушатели из Мексики и США показали заметное сходство в ассоциациях музыкальных фрагментов с тем или иным цветом. Грустная музыка воспринималась в темных тонах, цвета становились ярче, когда звучала веселая музыка.
- Музыка может вернуть зрение?
60% людей, которых поразил инсульт, пострадали зрительные зоны мозга. Это приводит к «визуальной слепоте»: больной теряет осознание тех объектов, за восприятие которых должен был отвечать пораженный мозг.
Но согласно результатам исследований, когда пациенты слушают свою любимую музыку, некоторые визуальные центры восстановливаются (Цай и соавт., 2013). Так образом, восприятие музыки может быть важным инструментом в реабилитации пациентов, перенесших инсульт.
10. Дети рождаются, чтобы танцевать!
Младенцы в возрасте пять месяцев могут ритмично реагировать на музыку и, кажется, находят это занятие более интересным, чем речь.
В исследовании Zentner и Eerola (2010), младенцы спонтанно танцевали под самые разные музыкальные фрагменты. Те, которые танцевали по времени дольше всех, в то же время больше всех и смеялись.
Может быть, тяга к музыке заложена в наших генах? – спрашивают исследователи.
Узнайте всё о музыкальной терапии на сайтах
Если хочешь быть счастливым
Если хочешь быть счастливым
В замечательной книге профессора психологии из Калифорнийского университета в Риверсайде (США) Сони Любомирски «Психология счастья. Новый подход» приводится восемь причин, по которым выражение благодарность делает нас счастливее. «Это может показаться банальным, — пишет автор, — но данное исследование ясно показывает, что мы становимся счастливее, когда начинаем культивировать в себе «настрой благодарности». Не стоит следовать этому совету слепо. Но важно понимать, почему и как выражение благодарности делает нас счастливее».
В проведенных ею экспериментах участников просили вести нечто вроде дневника благодарности, то есть записывать пять вещей, за которые они благодарны, и размышлять над ними. Инструкция была такой:
«В нашей жизни много вещей и событий, больших и маленьких, за которые мы можем быть благодарны. Вспомните события прошлой недели и запишите пять таких событий, за которые вы благодарны или признательны». Ниже мы отвели пять пустых строк под заголовком: «На этой неделе я благодарен за: …»
Участники выполняли это «упражнение счастья» в течение шести недель. Половина из них получила инструкцию делать это раз в неделю (вечером каждое воскресенье), а вторая половина – три раза в неделю (каждый вторник, четверг и воскресенье).
Вещи, которые записывали наши участники, были самыми разными: от «мама», «здоровое тело» и «меня поздравили в день святого Валентина» до «я успешно сдал контрольную» и «программа мгновенных сообщений AOL».
Как мы и предполагали, — заключает Соня Любомирски, — наше простое упражнение значительно увеличило у участников чувства благодарности и признания. Что еще важнее, те участники, которые регулярно «благодарили судьбу», стали счастливее».
Музыка может реально помочь человеку выразить чувство благодарности и сделать его чуточку счастливее. Мои клиенты-пациенты с этим согласны. Попробуйте и вы почувствовать себя счастливее, напевая вот эту песенку «Благодарю судьбу».
https://youtu.be/Z6bRU0RUJRQ
Валентин Петруши, www.music-health.ru
Что такое музыкальный коучинг?
В своё время, когда я написал учебник по музыкальной психологии, меня спрашивали, «Что это такое? Как психология может быть музыкальной?» Теперь то же самое спрашивает про музыкальный коучинг.
Коучинг представляет собой одно из направлений современной психологии и психотерапии, которое предназначено для клиентов, которые не отягощены какой-либо невротической симптоматикой, но озадачены решением какой-либо жизненной проблемы. Английское слово «couch» переводится как тренер, который способствует достижению его подопечным какого-л ибо значимого результата. Из области спорта это понятие перешло в практику современного консультирования как вариант специалиста, дающего чвоему клиенту определенные навыки жизненных умений.
Понятие коуча как тренера по жизненным умениям получило широкое распространение в западных странах. Признанными лидерами этого направления признаны такие широко известные специалисты, как Энтони Роббинс, Брайан Трэйси, Бодо Шеффер. В нашей стране широкую известность получили тренеры, ведущие тренинги личностного роста — Радислав Гандапас, Андрей Парабеллум, Владимир Герасичев, Владимир Шлахтер.
Главными мишенями коучинга являются проблемы профессионального и личностного роста. Их решение связано с постановкой целей, поэтапного планирования их достижения, осознание того, что человек сам творит свою судьбу, а не внешние обстоятельства. Коучинг утверждает, что человек проактивен в сотворении себя и своего жизненного пути, а не пассивно реактивен в ответ на воздействия окружающей среды.
Психология жизненного успеха, к которой обращается современный коучинг, исходит из того, что то, чем обладает человек, неразрывно связано с определенными характеристиками и свойствами его личности. У успешных людей, достигающих целей физического здоровья, материального и психологического благополучия, отмечается появление в их личности таких качеств, как высокая самооценка, позитивное восприятие самого себя и окружающего мира, психологическая устойчивость, внутренний локус контроля, творческая инициативность и принятие ответственности за свою жизнь на себя, умение выстраивать правильные отношения с другими людьми.
Каким образом все эти понятия и представления могут быть связаны с музыкальной терапией? Дело в том, что в основе любого движения, материального и физического или духовного и виртуального всегда лежит определенный вид энергии, который подвигает человека совершить то или иное действие.
Само по себе знание, как показывает практика, еще не обладает достаточно мотивирующей силой, для того, чтобы человек начал двигаться в сторону целей профессионального и личностного роста. Например, большое количество людей знает о вреде курения и то, что оно сокращает время их пребывания на земле, но они продолжают делать то, что объективно приносит им вред. То же самое мы видим и в отношении других вредных привычек, таких как переедание, злоупотребление алкоголем, гиподинамия и нежелание заниматься спортом. Простая истина — оказывается для того, чтобы человек начал двигаться в том или ином направлении, он должен сильно захотеть что-то изменить в своей жизни. Говоря другими словами, человек должен получить некий энергетический заряд, который заставит его покинуть зону своего привычного состояния и начать двигаться к другой точке своего существования
Если мы обратимся к музыке, то увидим, что музыка сама по себе является воплощением чистой энергии в её нематериальном воплощении. Эта энергия заключена в её ритмах, мелодиях, гармониях и тембрах. Мы вправе ожидать, что когда энергия мысли соединяется с энергией звуков музыки, то происходит то самое преобразование сознания, которое заставляет человека мыслить и действовать по-другому. Логику этого преобразования хорошо описал Л.Толстой в повести «Крейцерова соната».
Задача музыкального коучинга — подобрать клиенту такую музыку и песни, которые дали бы ему мощный толчок для его профессионального и личностного развития, заставили его по-новому чувствовать, мыслить и действовать. Методы музыкального коучинга раскрываются в рамках концепции музыкально-интегральной терапии. /МИТ/ Следующий набор в группу /МИТ/ ожидается в начале 2015 года. Следите за рекламой
Что такое музыкальная психотерапия
С древнейших времен люди использовали музыку в качестве лечебного средства воздействия на человека. Культуру какой бы страны мы ни взяли, везде на этот способ оздоровления человека мы можем найти об этом интересные сведения.
Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки — древнегреческого философа Пифагора мы находим описание того, каким образом можно влиять при помощи музыки на эмоциональное состояние человека. По свидетельству одного из пифагорейцев — Ямвлиха, оставившего нам трактат «Жизнь Пифагора», Пифагор, считая, что на людей лучше всего влиять через их органы чувств, «сделал музыкальное воспитание главным, прибегая к некоторым мелодиям и ритмам, посредством которых излечиваются человеческие нравы и страсти и устанавливается изначальная гармония душеных сил. Он так же придумал средства сдерживать и исцелять болезни души и тела». Ямвлих. Жизнь Пифагора. М., Алетейа — Новый Акрополь, 1998. 53./