О методе музыкально-интегральной психотерапии

Автор метода – профессор Валентин Петрушин, Президент ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов www.ampp.ru. В  основе метода  – синтез музыкального искусства с современными психологическими школами и направлениями. Метод создавался на протяжении последних двадцати лет, что нашло своё отражение  в книге «Музыкальная  психотерапия» и в выпуске журналов «Музыкальная психология и психотерапия» 2007-2011 гг.

Музыка – это искусство, которое обращается непосредственно к эмоциональной сфере человека и может эффективно проводить необходимые изменения в психике клиента в нужном психотерапевту  направлении. Поэтому многие психотерапевты используют музыку при проведении гипнотерапии.

В данном подходе музыкальные произведения как для слушания музыки, так и для пения подбираются  на основе индивидуально-психологических и характерологических особенностей клиента, в которых учитываются его темперамент, особенности эмоционального состояния в данный момент, наличие или отсутствие в опыте того или иного паттерна поведения. В соответствии с основными гуманистическими идеями (свобода человека в выборе и построении собственной жизни, ответственность и стремление к самоактуализации) адаптируются и интегрируются основные психотерапевтические методы.

В ходе музыкально-интегральной психотерапии становится возможным:

  • в рамках психодинамического подхода  отреагировать забытые и вытесненные аффективные переживания,
  • в рамках поведенческого подхода  с помощью музыкальных формул внушения — активизировать и тренировать желательные паттерны поведения,
  • в рамках когнитивного подхода  — добиваться изменения привычных мыслительных схем, на основе которых  клиент привык строить свое поведение.
Конкретные методики  включают в себя:

  • разработка программ и прослушивание специально подобранных музыкальных произведений на основе их классификации по архетипам, разработанных в концепции К.Г. Юнга;
  • двигательные и ритмические упражнения, нацеленные на взаимодействие правого и левого полушария мозга;
  • развитие  координированных движений и умение соотносить свои действия с действиями членов малой группы, в которой проводятся занятия;
  • различные виды дыхательных упражнений, среди которых особое внимание уделяется освоению навыков брюшного /диафрагменного/   и  межреберного типа дыханий как наиболее эффективных для снятия отрицательных эмоциональных состояний;
  • пение вокализов наподобие индийских мантр, направленных на формирование  и развитие навыков концентрации внимания и сосредоточения на своем внутреннем мире;
  • разучивание и исполнение формул музыкального самовнушения, нацеленных на формирование у участников занятий уверенности в своих силах, высокой самооценки, внутреннего спокойствия, невозмутимости в трудной ситуации, гуманистического отношения к окружающим и позитивного отношения к окружающему миру;
  • пение песен различных по  содержанию, как успокаивающего, так и воодушевляющего характера;
  • просмотр под музыку различных по тематике слайдов, нацеленных на обогащение зрительных и слуховых представлений участников занятий, активизации их эстетических переживаний средствами изобразительной искусства и художественной фотографии;
  • трансцендентальную медитацию, смысл которой заключается в выходе личности  обучающегося за пределы наличной ситуации и созерцание собственной жизни с высоты общечеловеческих ценностей.

Благодаря сотрудничеству со специалистами-медиками происходит необходимо разграничение профессиональных областей как музыкантов, так и врачей и их взаимообогащение.