good_dreamsСреди многих методов, которые современная психотерапия может предложить для преодоления стресса, метод саногенного мышления, разработанный в работах Юрия Михайловича Орлова и его последователей, получил большое признание. Саногенное мышление направлено на снижение страдания от негативных эмоций, в результате чего обеспечивается осознанный выбор конструктивных программ поведения. В основе теории и практики саногенного мышления лежит концепция эмоций, рассматривающая эмоцию как устойчивую психическую функционирующую систему, обеспечивающую приспособление людей к окружающей среде, к ситуации, друг к другу.

Крайнова Ю. Н., кафедра психологии МПГУ

Профессиональный долг обязывает представителей гуманистических профессий, работающих в системе «человек-человек», принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, отчаяние, сдерживать вспышки гнева. Однако внешнее сдерживание эмоций не приводит к успокоению и не способствует психологическому и физическому здоровью.

Часто повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога, таких, как раздражительность, тревожность, пессимизм, обидчивость, что, в свою очередь, негативно сказывается на эффективности деятельности и взаимоотношениях с детьми и коллегами. Всё это приводит к общей неудовлетворённости педагога своей профессией.

Результаты исследования, проведенного на  базе МПГУ, показывают, что у студентов — будущих педагогов — высоки показатели объема защитной рефлексии при переживании страха неудачи (33 %), чувства вины (29%) и обиды (30%).

Основными способами реагирования в эмоциогенных ситуациях для большинства как студентов, так и взрослых людей, являются психологические защиты: уход из ситуации, проекция на других, возбуждение вины в других, рационализация обстоятельствами, несоответствие поведения других ожиданиям, агрессия против себя.

Управление собственными эмоциями и понимание эмоций окружающих — наиболее важные качества, необходимые для успешного педагогического взаимодействия. Это предполагает, первую очередь, их осознание и контроль над формой проявления. Часто способность управления эмоциями сводится лишь к тому, чтобы их не проявлять вовне. Человек как бы говорит сам себе: «Мне стыдно, но я делаю вид, что мне безразлично, мне больно, но я скрываю боль, мне обидно, а внешне проявляются лишь раздражение или гнев».

Все это свидетельствует о том, что  человек может лишь сдержать внешнее проявление эмоции, но не устранить её. Подавленная эмоция может преобразоваться во что угодно, например, в гнев, который будет продолжать порождать мстительные мысли. Следовательно, если человек не способен управлять эмоцией, то тогда им скрытно управляет эмоция.

Для того, чтобы управлять своими эмоциями, нужно знать, как они устроены, в результате каких актов души они проявляются и продолжают существовать, несмотря на то, что мы хотим их скрыть.

В психологической литературе описано, по крайней мере, два способа управления эмоциями: контроль интенсивности эмоций и управление их экстенсивной составляющей — эмоциогенными ситуациями. Но для того, чтобы изменить поведение, мало предложить другие его формы, главное изменить причину его вызывающую. Только осознание неадекватности собственных поступков может стать основой формирования новых форм поведения. В этом может помочь освоение теории и практики саногенного мышления (СГМ), основателем которой  стал замечательный отечественный психолог Юрий Михайлович Орлов.

В переводе с греческого саногенный означает несущий здоровье (sanos – оздоровление; genos – несущий), таким образом саногенное мышление – это мышление, приводящее к здоровью и благополучию личности.

Мышление в концепции Ю. М. Орлова рассматривается с позиции его влияния на качество жизни человека, в том числе и на качество эмоциональной сферы.  Согласно Ю.М. Орлову, наши эмоции подобны компьютерным программам: в какие-то моменты они включаются и берут управление на себя. «Программистом» выступает наша культура — она задает стереотипы мышления, чувств, действий. Человек, который не осознает этих программ, только переживает и действует на автопилоте. Для здоровья же важно не просто подавлять негативные эмоции, необходимо добиться того, чтобы они не были сильными и не становились хроническими. Необходимо не запрещать себе думать, а научиться думать правильно.

Средством достижения саногенного мышления является саногенная рефлексия. Функция саногенной рефлексии заключается в распознавании стереотипов мышления и программ поведения, запускающих отрицательные эмоции.

Говоря другими словами, саногенная рефлексия направлена на осознание психических защит и регуляцию эмоциональных состояний человека. Основным методом развития саногенной рефлексии является аутопсихоанализ переживаний, который осуществляется в процессе специальных занятий, направленных на самопознание эмоций. Привычка применять рефлексию, направленную на создание эмоционального благополучия, формирует саногенное мышление.

Ю.М. Орлов впервые описал операционную структуру эмоции с точки зрения «поведения ума», программ поведения, вырабатывающих эмоцию. Несоответствие реальности поведения ожиданиям переживаются субъектом как отрицательная эмоция. Чем больше мы связаны чувствами с другим человеком, тем в большей степени он может стать источником хороших и плохих эмоций.

Эмоции представляют собою психические образования, закрепленные привычками, сознание не может их охватить в целостности, поэтому значительная часть поведения осуществляется бессознательно, автоматически. Сознание суживается и концентрируется на чем-то одном, упуская другое, становится блокированной возможность получить из «эмоционального всплеска» полезную информацию в отношении окружающей действительности.

Этим объясняются трудности в управлении эмоциями и сложность отказаться от выработанных стереотипов эмоционального реагирования. Устоявшиеся эмоциональные стереотипы обуславливают личностные характеристики.

Рефлексия в эмоциогенных ситуациях может быть направлена как на умственные операции, приведшие к отрицательным эмоциям, так и на сами эмоции. В этом случае можно говорить о наличии патогенного мышления – мышления, порождающего болезнь, патологию характера.

Привычные шаблоны мысли, направленные на облегчение страдания от эмоции, принято называть психической защитой. Ю.М. Орлов относит механизмы психической защиты к видам рефлексии и противопоставляет их саногенной рефлексии.

Защитная рефлексия состоит в действиях, направленных на уменьшение страдания от болезненной эмоции. Механизм защитной рефлексии включает:

  1. Умственную реконструкцию ситуации;
  2. Активизацию защитных механизмов;
  3. Активное переживание эмоции в себе или в общении с другими;
  4. Конверсию болезненной эмоции в другую, менее болезненную.

Психические защиты дают локально-временный эффект (иллюзию благополучия) или напрямую негативные последствия.

Управление своими эмоциями предусматривает их познание. Важно, что переживание эмоции не дает нам ключ к их управлению, а познание – дает. Познание эмоции должно быть направлено на осознание тех операций ума, с помощью которых порождается эта эмоция.

Обида

Тот, кто знает, как устроена эмоция, может сделать объектом её интроспекции и обрести саногенное мышление. Тот, кто не знает этого, потерпит неудачу, так как будет воспроизводить в своем воображении лишь образы, вызывающие сильное переживание.

Если видишь, что твой друг пренебрегает твоими интересами или тот, кого ты любишь, ведет себя с тобой иначе, чем ты ожидаешь, то возникает неприятное чувство, которое мы называем обидой [2]. Если воспроизвести обстоятельства обиды в своей памяти, то всегда можем выделить три элемента:

  • мои ожидания относительно поведения другого человека — как он должен себя вести, если он является моим другом;
  • поведение другого человека, отклоняющееся от моих ожиданий в неблагоприятную сторону;
  • эмоциональная реакция, вызванная несоответствием наших ожиданий [4].

Обида, как эмоциональная реакция на несправедливое отношение к себе появляется тогда, когда задевается чувство собственного достоинства человека, когда человек сознает, что его незаслуженно унижают. Это бывает в случае оскорбления, обмана, неоправданных обвинений и упреков.

Еще Цицерон отмечал, что оскорбление причиняет боль, которую с трудом выносят мудрейшие люди. Обида действительно является сильной душевной болью. Она отличается от оскорбления тем, что при оскорблении поведение другого не только отклоняется от моих ожиданий, но и имеет цель причинить мне страдание, в силу чего оскорбитель не испытывает чувства вины.

Когда мы оскорбляемся, мы освобождаем другого от чувства вины, уменьшаем его страдание и признаем, что он нас не любит. Когда обида рассматривается как оскорбление, то она быстрее перерастает в гнев и агрессию. Последняя оттягивает энергию обиды и оскорбления на себя и тем самым ослабляет страдание обиды. Искусство самопознания в этом случае состоит в том, чтобы за изнанкой гнева и агрессии усмотреть обиду.

Обида проистекает из стремления запрограммировать другого человека. Обижаясь, я эксплуатирую любовь другого и управляю его поведением, наказывая своего партнера чувством вины. При взаимодействии двух людей обида одного обязательно дополняется чувством вины у другого, она апеллирует к этому чувству вины. Если же другой не способен на переживание вины, обида становится бесполезной и нефункциональной. Мы не обижаемся на тех, кто нам безразличен.

Чем значимее мои ожидания, тем сильнее реакция на рассогласование с реальностью. Чем больше это рассогласование между ожиданиями и реальностью, тем сильнее эмоция. Следовательно, ослабить обиду можно или уменьшением значимости своих ожиданий, или путем уменьшения рассогласования, сделав свои ожидания более реалистичными.

Первый вопрос, который нужно задать себе для «размысливания» обиды: «Как должен был бы вести себя другой человек, чтобы я на него не обижался?» Отвечая на этот вопрос, мы проясняем свои ожидания — первую составляющую обиды.

Следующий шаг— это корректирование ожиданий в сторону большей реалистичности. Если я этого не делаю, значит, я не принимаю другого человека таким, какой он есть, принимаю его только «хорошим», удобным для меня [4].

Для того чтобы мыслить саногенно, важно осознать и понять, что мои ожидания живут в моей голове, а другой человек — вот реальность. Важен еще один вопрос: «Откуда у меня взялись такие ожидания? Каким образом (от кого) они попали мне в голову?» [2]. В моей власти прекратить работу по выработке обиды. Можно сказать: «Моя обида – это дурные умственные привычки». От мысли зависит моё благополучие или страдание. 

Обиды имеют свойство накапливаться, но СГМ дает возможность работать и с прошлыми обидами, потому что их структура такая же, меняется лишь объект: я могу обижаться по разным поводам, но сама обида устроена одинаково. Для саногенного очищения памяти не нужно стараться забыть обиды, как это обычно рекомендуется, а наоборот, нужно вспоминать обиды, но с умом — правильно и саногенно.

Для угашения обиды достаточно в состоянии благополучия и спокойствия представить неприятную ситуацию, вспомнить и обдумать все её элементы в соответствии со структурой: свои ожидания, поведение другого, акт сравнения. Повторение образов неприятных чувств в состоянии покоя ведет к отторжению психической энергии от этих психических структур. Это приведет к общей релаксации и покою, поэтому для психического оздоровления важно научиться:

— приводить себя в состояние покоя;
— подробно вспоминать нужные ситуации и обстоятельства, свои состояния в них  и не забывать их [4].

Сосредоточив внимание на самой обиде, а не на обидчике и обстоятельствах обиды, мы отстраняемся от обиды и таким образом лишаем её возможности программировать наше поведение. Психическая энергия у обиды отнимается, она ослабевает, поэтому искусство отстранения, делая саму эмоцию объектом умозрения, является искусством саногенного мышления.

Таким образом, познание обиды предусматривает выделение моих ожиданий, понимание их происхождения, фиксацию информации о реальном поведении другого и восприятие рассогласования ожиданий и реальности. Тот, кто может это делать, познает сущность своей обиды.

Совесть и вина

Во взаимодействии любящих обида у одного дополняется чувством вины у другого (обидчика). Поэтому устройство вины противоположно обиде.

Вина является сложным психологическим феноменом, тесно связанным с таким моральным качеством, как совесть. С точки зрения Б. Маэра, совесть представляет комплекс способностей, в числе которых – устойчивость к искушению, способность к повиновению и испытанию чувства вины.

А.Г. Ковалев отмечает, что переживание совести вначале связано с конкретной ситуацией проступка и ассоциируется с представлением о наказании; отсюда оно выступает в форме страха и стыда перед близкими. Таким образом, совесть – это моральный цензор, нравственное качество, являющееся основой для возникновения эмоциональных переживаний вины или гордости за свое поведение.

О наличии у человека совести судят по вине и поэтому воспитание совестливости состоит не только в разъяснении нравственных принципов, но и в пробуждении эмоции вины. Однако, излишняя совестливость способствует формированию ригидной, мучительной эмоции вины.

Признание своей провинности порождает второй компонент – вегетативно-висцеральную реакцию с целой гаммой мучительных и довольно стойких переживаний: угрызения совести, страха потерять дорого человека, печаль по этому поводу, неловкость…

З. Фрейд рассматривал вину как нравственную разновидность тревоги, как «тревогу совести».

Г. Мандлер пишет, что вина – это тревога, относительно реального или воображаемого промаха. Переживание этой разновидности тревоги запускает особый защитный механизм, с помощью которого человек пытается загладить или нейтрализовать ущерб, нанесенный его ошибочными действиями [1].

Ю.М. Орлов отмечает, что вина – это наказание за отклонение человека в своем поведении и мышлении от ожиданий других, которое осуществляется автоматически. Вина причиняет большое страдание, и облегчение от вины является сильным эмоциональным подкреплением.

 Вина может превратиться и в гнев, и пока она будет сохраняться, человек будет гневен, раздражителен. Пытаясь сдерживать свой гнев, мы концентрируем в эмоции всю энергию души и тем самым стимулируем работу памяти, направленную на воспоминание тех обид, которые мы наносили в прошлом другим. Это способствует усилению чувства вины и депрессии. Переживание вины повышает готовность человека идти на уступки.

 С другой стороны, Б.Маэр отмечает, что переживание вины может заставить человека желать наказания. Так, в некоторых религиях осознание вины перед богом приводит к физическому самоистязанию.

Познание вины и признание её побуждает нас просить прощения, так как это ослабляет страдание. Вина может быть утолена также в следствие повторения или восстановления того поведения, которого ожидает обидевшийся.

С момента, когда наше поведение становится согласованным с ожиданиями другого, чувство вины замирает, но оно не исчезает совсем. Остается суровое напоминание о том, что вина снова проснется, если отклонение вашего поведения от ожиданий другого повторится [4].

Таким образом, происходит научение организма патогенным реакциям, которые в дальнейшем составят основу какого-либо психосоматического заболевания.

Ослабление сдерживаемой эмоции может достигаться посредством переключения на увлекательное дело. Переключение на повседневные  дела и занятия у многих выступают как средство контроля плохих эмоций. Добавим, что любое сосредоточенное занятие, притягивая внимание, дает временное облегчение от тирании вины [1].

Познание вины состоит в том, чтобы осознать операции, совершаемых нашим умом (построение модели ожидания, представление о своем поведении и состоянии и акт сличения себя с этой меркой), и контролировать их. Тогда будет предотвращено появление этой эмоции или ослаблено её протекание. Надо принимать во внимание, что чувство вины создается не столько из действительных ожиданий другого, сколько на основе представлений о них.

Это осознавание должно происходить следующим образом:

  • Осознать ожидания другого.
  • Научиться меняться ролями с другим.
  • Отказаться сравнивать ожидания другого с собственным поведением.
  • Научиться изменять ожидания другого.
  • Научиться просить прощения.
  • Научиться отстраняться от вины путем интроспекции[4].

Познание вины и признание её побуждают нас просить прощения, так как это ослабевает страдание.

Стыд

Стыд и вина часто идут рука об руку. Д. Осьюбел утверждает, что вина содержит в себе некий компонент нравственного стыда. Переживание вины сопровождается гложущим ощущением собственной неправоты по отношению к другому человеку или к самому себе.

Большинство психологов сходятся во мнении о том, что стыд предполагает возможность реального или воображаемого наказания, исходящего от окружающих людей, в то время как переживание вины – результат самонаказания, что, однако, не исключает участия внешних воздействий.

Человек испытывает вину вследствие нарушения неких, принятых им этических, моральных или религиозных стандартов. Хронический террор вины вырабатывает такие меры защиты как навязчивая забота, демонстративная любовь, притворство, подавленная агрессивность [1].

К. Изард отмечает, что неверный поступок может вызвать стыд, но в том случае, когда поступок осознается неверным не вообще, а только в связи с осознанием своего поражения, своей несостоятельности.

Человек чаще всего испытывает стыд, когда ему не удалось скрыть свой проступок. Стыд является сильной эмоцией, функциональное значение которой состоит в том, чтобы регулировать поведение человека в соответствии с социальными нормами, зафиксированными в «Я-концепции» человека.

Рассогласование идеальной «Я-концепции» с реальным поведением человека трансформируется в тяжелое переживание. Ю.М. Орлов описывает стыд как эмоцию наивысшей рефлексии, когда стирается грань между субъектом и объектом стыда и человек погружается в мучительное самопостижение собственного ничтожества. Он ощущает беспомощность, неадекватность, неспособность и невозможность осмыслить ситуацию. Стыд может спровоцировать печаль или гнев, вызвать слезы или румянец, которые в свою очередь усугубляют переживание.

Разделяя переживание вины и стыда, К. Изард пишет, что стыд временно затуманивает рассудок, а вина напротив стимулирует мыслительные процессы, связанные, как правило, с осознанием провинности и с перебором возможностей для исправления ситуации [1].

Пристыженный человек не в состоянии выразить словами свои переживания. Позже он обязательно найдет нужные слова и будет вновь и вновь представлять себе, что он мог бы сказать в тот момент, когда стыд лишил его дара речи. Ю.М. Орлов полагал, что стыд вызывается рассогласование между тем, каков я здесь и теперь, и тем, каким я должен быть согласно своей «Я — концепции».

В структуре стыда можно выделить три элемента:

  • то, каким я должен быть здесь и теперь согласно своей «Я – концепции»;
  • каков я здесь и теперь;
  • рассогласование и его осознание [5].

Таким образом, в  концепции саногенного мышления стыд определяется как результат нетерпимого отношения к самому себе, следствие отказа принимать себя таким, каков я есть в данной ситуации, продукт некоторого инфантильного стремления всегда «быть хорошим» и получать одобрение, в данном случае от самого себя.

Вместе с тем, стыд является важной эмоцией, способствующей более эффективному приспособлению человека к условиям общественной жизни. Стыд повышает сензитивность и чувствительность к оценкам других, так как в противном случае мы могли бы не обращать внимание на то, как нас оценивают другие.

Стыд показывает членам коллектива, что данный человек восприимчив к критике, способствует развитию и согласия  по отношению к групповым нормам. Стыд способствует углублению самопознания, поскольку фиксирует внимание человека на черте, являющейся предметом стыда. Если здесь и теперь мне стыдно, то важно понять, почему. Противоборство стыду способствует развитию самоуважения, усиливает регуляцию поведения, а именно – его обратную связь.

Е.П. Ильин отмечает, что стыд также играет роль «внутреннего» наказания и именно поэтому так велико его значение в мотивационном процессе. Избегание стыда может быть мощным мотиватором поведения. Во избежание стыда от своей никчемности человек начинает развивать свои физические и нравственные качества, приобретать знания, овладевать умениями и профессией.

Благодаря эмоции стыда человек развивает в себе способность оценивать последствия своих поступков в большей степени, чем, если бы его просто контролировали другие [3].

Таким образом, развитие эмоции стыда является необходимым условием развития нормальной индивидуальности.

Однако если стыд только переживается, а не познается, если мы не можем отделить его от себя и сделать предметом рассмотрения его природу, сущность, то он уходит из под нашей власти, становится неконтролируемым и деструктивным. При слабости саморегуляции стыд становится несвободой.

Для борьбы со стыдом используются защитные механизмы отрицания, подавления и самоутверждения. Отрицание выступает в роли оборонительного сооружения на пути стыда: человек отрицает существование или значимость источника стыда. Человек может отрицать и само наличие у него стыда. Однако при этом он должен убедить себя в этом.

Подавление как механизм защиты состоит в том, что люди стараются не думать о смущающих ситуациях, о ситуациях, связанных с переживанием стыда.

Самоутверждение заключается в том, что человек путем развития каких-то сторон своего «Я» пытается сделать себя более привлекательным, чтобы отвлечь внимание других от своих недостатков.

Переживание стыда и успешное противостояние ему играют важную роль в развитии и сохранении «Я — концепции» и личностной идентичности. Естественное стремление избежать переживаний этой эмоции становится существенным мотивом для развития целого комплекса интеллектуальных, физических и социальных навыков, помогающих личности укрепить чувство собственной адекватности и компетентности.

Ю.М. Орлов подчеркивал, что зрелый человек должен принимать решения разумно, вопреки стыду, он управляется не стыдом, и потому стыд является для него лишь сигналом к тому, что здесь и теперь он не соответствует своей «Я – концепции» [5].

По мнению Х. Льюис, переживание стыда возможно лишь на фоне эмоциональной связи с другим человеком, причем таким, чье мнение и чьи чувства имеют особую ценность. Порог эмоции стыда напрямую связан с тем, насколько чувствителен человек к отношению к себе и к мнению о нем со стороны окружающих его людей.

Человек обычно пытается справиться со своими эмоциями путем их подавления, привыкания. Однако такое насилие над самим собой лишь приводит к подавлению эмоции. Такой человек склонен к переживанию печали, враждебности, направленной на себя, к переживаниям страха и вины, то есть он во всех отношениях предрасположен к депрессии.

Депрессия, так же как и стыд, центрируется вокруг «Я». Индивид воспринимает свое «Я» как ущербное, неадекватное, никчемное и жалкое во всех отношениях. Пребывая в депрессии, равно как и переживая стыд, человек склонен видеть корни ущербности в собственном «Я», что приводит его к неоправданным самообвинениям.

Депрессия мешает человеку найти объяснение или оправдание своим недостаткам. Единственно правильный путь адаптации к своим эмоциям – это научиться обижаться правильно, правильно быть виноватым, правильно оскорблять и правильно стыдиться, так чтобы опыт переживания способствовал личностному росту и повышению саморегуляции [3].

 Радикальное средство для  снятия чувства стыда – принять собственное несовершенство. Осознание, сопутствующее переживанию стыда, способствует усилению «Я», а так же к  уменьшению уязвимости личности.

 Когда человеку бывает стыдно, то это — повод задать себе  такие вопросы:

  • Каким я должен быть и как я должен себя вести, чтобы мне не было стыдно?
  • Откуда возникли эти черты моей Я – концепции, то есть ожидания, которые я имею относительно себя?
  • Насколько эти ожидания реалистичны? (Это хороший повод пофилософствовать о природе моих реальных отношений с близкими и со своим окружением).
  • Существует ли возможность скорректировать эти ожидания в направлении большей реалистичности, чтобы устранить внутренний разлад себя со своими ожиданиями.
  • Что мешает совершить мне эту поправку? [5]

Развитие саногенного мышления

Развитие саногенной рефлексии при переживании отрицательных эмоций происходит через осознание неконструктивных программ поведения и их коррекцию. Наиболее оптимальным социальным пространством развития саногенной рефлексии является группа, поскольку исходной формой человеческой деятельности является совместная деятельность, а механизмом развития психики выступает процесс интериоризации.

Групповая динамика социально-психологического тренинга по развитию саногенной рефлексии состоит из 4 этапов. На первом этапе у участников группы важно создать доверие друг к другу, потребность в общении и самопознании. Следует отметить, что от качества организации первого этапа зависит результат всего тренинга.

На втором этапе рестимулируются неэффективные программы поведения, отслеживаются шаблоны умственного поведения, создается потребность в выработке способности к сознательному выбору эффективных форм поведения. На третьем этапе будущие педагоги осваивают технологию саногенной рефлексии с помощью методов размысливания и угашения отрицательных эмоциональных состояний. На четвертом этапе закрепляются используемые навыки.

Методика обучения саногенной рефлексии довольно проста: сначала представляется эмоция, затем подробно изучается её структура, далее тренер демонстрирует, как нужно думать об этой эмоции. После некоторого периода занятий усваиваются способы мышления, связанные с конкретной эмоцией. Участники тренинга учатся наблюдать умственные действия, и тем самым приобретают способность представлять и делать объектом рассмотрения когнитивную структуру эмоции [3].

Кроме того, участники тренинговой группы обучаются технологии работы с дневником, используя алгоритм «размысливания» отрицательных эмоций, разработанный Ю.М. Орловым и С.Н. Морозюк.

Дневник

Ведение дневника способствует закреплению алгоритма конструктивной работы с отрицательными эмоциями. Дневниковые записи особенно важны, если у субъекта нет доверительного общения, если ему не откуда получить помощь специалиста — психолога или психотерапевта. Дневник систематизирован: записи делаются регулярно, с определенным набором правил и обязательных пунктов.

Ведение дневника способствует закреплению алгоритма конструктивной работы с отрицательными эмоциями. Дневниковые записи особенно важны, если у субъекта нет доверительного общения, если ему не откуда получить помощь специалиста — психолога или психотерапевта. Дневник систематизирован: записи делаются регулярно, с определенным набором правил и обязательных пунктов.

Алгоритм работы с дневником реализуется посредством выполнения следующих шагов:

  • Вспомните и опишите в дневнике обстоятельства, которые способствовали возникновению деструктивной эмоции (обиды, вины, стыда…). Вспомните и запишите мысли, которые возникли у Вас в этом состоянии.
  • Проанализируйте ситуацию. Опишите ожидания относительно поведения близкого Вам человека.
  • Опишите реальное поведение, которое причинило Вам боль: речь, действия, выражение лица….
  • Оцените в десятибалльной системе силу Вашей эмоции в данный момент.
  • Определите характерный для Вас стиль умственного поведения во время переживания обиды, вины, стыда…
  • Отдохните. Возьмите лист чистой бумаги, краски. Ваша задача в данный момент отразить в цвете и форме ваше переживание. Таким образом, Вы создадите лист эмоции или лист неблагополучия. Трансформируйте изображение любым способом (сложите лист пополам, а затем разверните его, посмотрите на то, что получилось, добавьте светлых красок, измените формы).
  • Снова оцените в десятибалльной системе силу Вашей эмоции в данный момент.
  • Войдите в состояние покоя. Вспомните ситуацию, когда Вы были счастливы, спокойны, побудьте несколько минут в этом состоянии.
  • Выберите ситуацию, которую когда-то пережили и описали в дневнике. Прочтите. Отследите Ваше эмоциональное состояние на данный момент. Если Ваше состояние по-прежнему остается спокойным, то можете приступать непосредственно к размышлению над прошлым переживанием эмоции, аутопсихоанализу, т.е. к шагу 10.

Задайте себе следующие вопросы:

— Как он должен был бы вести себя, чтобы я не обиделась?
— Откуда берутся мои ожидания?
— Насколько они реалистичны?
—  Может ли близкий человек соответствовать этим ожиданиям?
— Знает ли он о них?
— Какие стереотипы лежат в основе моих ожиданий?
— Существует ли возможность скорректировать их в направлении большей реальности?

Приведем примеры высказываний из дневников студентов:

Обида

Вчера мы должны были отвезти дочку к бабушке. Но Э. пришел лишь вечером. Я вся извелась… Во мне как будто все кипело…Я отказалась от его помощи, сказав, что прекрасно справлюсь сама. Сделав гордый вид, я принялась вытаскивать коляску и сумки на улицу. …Уехав к маме, я решила не звонить ему. Я подумала: «Поступлю с тобой также, как и ты со мной. Я верну тебе ВСЮ пережитую боль. ВСЮ до капельки! Пусть теперь помучается также, как и я!» И казалось, что вот-вот должна успокоиться, но покоя так и не было. Во мне продолжало всё кипеть. В душе он стоял предо мной на коленях, молил меня о прощении и это доставляло мне огромную радость…. Я так расстроила себя этими бреднями, что слезы буквально душили меня…

В тот момент мое поведение было направлено на то, чтобы заставить его почувствовать себя виноватым. Задаюсь вопросами «Как он должен был бы вести себя, что бы я не обиделась ?», «А знал ли он о моих ожиданиях?», «Может ли другой всегда соответствовать моим ожиданиям?» …. Стоит об этом подумать, как обнаруживается, что ни один реальный человек, даже я, не может соответствовать МОИМ ОЖИДАНИЯМ. Ведь и люблю я его за то, что такой он и есть. Быть может и не хотел он меня обижать, а я обиделась, не разобравшись в ситуации…. Я бы не хотела, чтобы он страдал… Позвоню ему – мне это не трудно.

Вина

Прошла уже неделя, а М. мне так и не звонила…Меня не покидает чувство, что она это делает специально. В голове перебираю ситуации, чем перед ней я виноват? Что я сделал не так? Я никак не могу избавиться от этого навязчивого чувства… Несколько дней назад М. попросила меня отвезти её вещи домой. Но я был так занят, что просто не успевал этого сделать. Я сказал ей, что если смогу, то обязательно заберу её вещи… Возможно именно эта ситуация и является причиной наших недомолвок?! Тысячи раз прокрутил в голове каждый жест, каждое сказанное слово….

Пытаясь ответить на вопросы из Дневника: «Как я должен был бы вести себя, чтобы она не обиделась?», «Могу ли я всегда соответствовать её ожиданиям?», «Почему она так поступает?», пришел к выводу, что М пытается управлять моим поведением, обижаясь на меня. Её ожидания были чрезмерны. Я объяснил, что занят и моей вины в этом нет. Попытаюсь с ней поговорить…. Сделаю первый шаг.

Стыд

Это был мой педагогический дебют — первый открытый урок. Класс был полон детей и педагогов. Вот прозвенел звонок и начался урок. Я учитель, стою у доски и вроде бы все знаю, а самой ужасно страшно. Больше всего боюсь вопросов от учеников, боюсь, что «завалят». Пытаясь побороть смущение и страх, стараюсь говорить увереннее и быстрее. … Но вот и случилось то, чего я и боялась больше всего – коварный вопрос от ученика. Я отвечаю на него, но от растерянности отвечаю неправильно…. Понимаю это. В один миг заливаюсь краской и будто немею. Не успеваю себя поправить — следует резкое замечание учителя и его поправка… Жутко! Жутко стыдно! Готова провалиться сквозь землю! Из класса просто хочется выбежать. И больше никогда не видеть этих людей! Это мой первый урок и такой большой провал!

… Прокрутив в голове эту ситуацию несколько раз понимаю, что всегда хотела быть хорошей девочкой, примером для подражания. Всегда боялась того, что если я немного оступлюсь, родители и друзья отвернуться от меня… никто и никогда не захочет со мной иметь ничего общего. Но возможно ли быть всегда идеальной и соответствовать этому образу? Неужели люди, которые добились в своей жизни многого, никогда не ошибались и всегда все знали? Понимаю, что такого просто быть не может. Не возможно ВСЕ знать … То, что я раньше не знала — я узнала сейчас. Думаю, что стыд, который я испытала, поможет мне стать лучше. Ведь ошибаться может только тот, кто пытается познать новое… Правда, войти в следующий раз в класс мне будет трудно. Но, если я не войду в класс, я не смогу применить то, что я вынесла из этого опыта. И тогда всё станет напрасным. …. Я совсем справлюсь, пусть и не сразу…

Выводы

Обида, вина, стыд представляют собой первичные эмоции, которые могут приобретать различные облики. Каждая из этих эмоций представляет собой некоторое устойчивое образование, имеющее свою структуру и программу исполнения. Комбинация этих эмоций включается в более сложные системы, и является источником для построения страха, ревности, зависти, любви и дает пищу многим другим переживаниям.

Общеизвестно, что отрицательные эмоции вредны организму, причем, если они подавлены, то их вред возрастает. Методика обучения саногенной рефлексии — это научное знание о механизме выработки эмоций и умение сознательно контролировать умственное поведение, вырабатывающее эти эмоции.

Поэтому данная технология является достаточно совершенным видом управления эмоциями, который заключается в конструктивном переосмыслении прошлого опыта, выявление неэффективных рефлексивных стратегий, приводящих к страданию, способствует выбору нового умственного поведения, направленного на уменьшение страдания от переживания соответствующей эмоции.

Развитие саногенной рефлексии при переживании отрицательных эмоций происходит через осознание программ поведения и их коррекцию. Привычка применять рефлексию, направленную на создание эмоционального благополучия, формирует саногенное мышление. Таким образом, если заглянуть внутрь и проследить, как работают эмоции, из каких умственных операций строятся переживания, то можно приобрести власть над эмоциями.

Литература

  1. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.
  2. Морозюк С.Н., Мирошник Е.В. Саногенный стиль мышления. Управление эмоциями. «Обида». (Модульно-кодовое учебное пособие в мобильной системе обучения КИП-М к циклу курсов по бесконфликтной адаптации и саморазвитию личности – М.: 2006, – 102 с.
  3. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  4. Орлов Ю.М., Обида. Вина. Серия 1: Исцеление размышлением. Из-во: Слайдинг,2004. -96с.
  5. Орлов Ю.М., Стыд. Зависть. Серия 2: Исцеление размышлением. Изд-во: Слайдинг, 2005. -96

Если вам понравилось - поделитесь с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники