Синдром хронической усталости – результат нервно- психических и физических перегрузок, от которых больше всего страдают жители мегаполисов и больших городов.

Стремление сделать как можно больше дел за всё более короткий промежуток времени, необходимость обрабатывать огромное количество информации истощают нервную систему и ведут человека к эмоциональному выгоранию, когда человеку белый свет становится не мил и ему хочется послать все свои дела куда подальше.

Первоначально выдвигались гипотезы, что причины СХУ вызывают особые разновидности вирусов или неблагоприятная экологическая обстановка. Но, в конце концов, большинство исследователей пришло к выводу, что в основе заболевания лежат чрезмерные нагрузки на организм, попросту говоря — стресс.

Болезнь начинается как банальный грипп и ее симптомами на физиологическом уровне являются:

  • небольшое повышение температуры,
  • боль и першение в горле,
  • увеличение лимфатических узлов на затылке и подмышками,
  • боли в мышцах и в суставах,
  • расстройства сна.

На психологическом уровне возникают:

  • чувство непреходящей усталости и слабости,
  • депрессия и пессимизм,
  • деперсонализация,
  • снижение интеллектуальных возможностей,
  • быстрая утомляемость,
  • раздражительность.

Все эти признаки очень похожи на простудные и инфекционное заболевание. Поэтому другое название синдрома хронической усталости — “грипп молодых карьеристов”.

К факторам социально-производственной природы нервного перенапряжения добавляются разного рода социальные перемены, значимые жизненные трудности (развод, смерть близких, переезды на новое место жительства и т.д.), преобладание интеллектуального труда, постоянное ощущение недостатка времени, спешка и торопливость в процессе работы, хроническое нарушение режима труда и отдыха, снижение интереса к работе, падение самооценки из-за неспособности справляться с грузом проблем, отсутствие элементов творчества в работе.

Понятие эмоционального выгорания («burnout») используется современными психологами для обозначения состояния физического, эмоционального и психического истощения, ощущений собственной бесполезности, которые возникают в ответ на психо-эмоциональные перегрузки, с которыми организм со временем перестаёт справляться.

Термин был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния с социальных работников, которые находятся в тесном общении с клиентами и пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

Если сначала речь шла об описании проблем медицинских работников, то дальнейшие исследования области позволили распространить это явление на широкий круг профессий — учителей, воспитателей, менеджеров, полицейских и т. д.

Эмоциональному сгоранию подвержены прежде всего те, кому по роду деятельности приходиться много общаться с людьми и помогать им. Вынужденная при этом трата большого количества психических сил приводит к нервному истощению, за которым следует тревога, беспокойство, раздражительность, бессонница апатия и отчужденность от профессии, которые в свою очередь ведут за собой появление различных психосоматических заболеваний.

Сравнивая развитие “феномена сгорания” у учителей престижных частных школ Англии и государственных школ центра Австралии, исследователи Пирс Марк и Джефри Молли выяснили, что решающим фактором противостояния выгоранию является внутренний локус контроля, который связан с умением человека брать в свои руки ответственность за свою жизнь. При этом, если интерналы считают, что их жизнь, судьба и здоровье зависят от них самих, то экстерналы полагают, что течение их жизни и их здоровье зависит от внешних факторов.

Методы профилактики дня синдрома хронической усталости и эмоционального выгорания.

Противодействие синдрому хронической усталости и эмоциональному выгоранию включают в себя:

  • Четкое осознание своих ресурсов и возможностей, умение прислушиваться к голосу своего тела, которое всегда может точно сказать, какой уровень нагрузки оно может вынести
  • Четкое осознание жизненного смысла при ответе на вопрос – «В чем цель моей жизни», «Для чего я живу». Такое осознание даёт тот стержень, который является мощной духовной опорой в трудных ситуациях.
  • Цели, которые выбирает человек, могут быть направлены на собственное благо, на благо другого и на благо всех. В последнем случае имеется ввиду общественная направленность, имеющая социальное значение. Именно этот вид направленности больше всего придаёт человеку психологическую и нравственно-эмоциональную устойчивость в сложных ситуациях.
  • Наличие навыков планирование своей жизни на срок от трех до 10 лет вперед, что создаёт наполненность каждого дня проживаемой жизни и мотивацию для непрерывного личностного роста;
  • Овладение навыками интернального самоконтроля в области личной гигиены, что включает в себя поддержание своего физического здоровья и функциональных систем организма на уровне научно обоснованных установленных нормативов, соблюдение грамотного баланса отдыха, сна и питания, овладение техникой медитации, аутотренинга, самогипноза.
  • Интернальность подразумевает готовность брать ответственность за свою жизнь и за своё здоровье на себя, что говорить о личностной зрелости. В то время как экстернальность – склонность объяснять события своей жизни через внешние факторы – показатель незрелости и инфантилизма. Тот, кто чувствует себя жертвой обстоятельств, «выгорает» чаще.
  • Укрепление границ Эго, которые не позволяют негативным влияниям внешней среды разрушать психику. Это возможно через четкое осознание того, «что является моим» и «что не является моим». С этим осознанием связано умение говорить «Нет» тем ситуациям, которые ведут к истощению. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26).
  • Культивирование в своем сознании интересов, не связанных с профессиональной работой. Побочные интересы включают другие отдела мозга, что даёт необходимый отдых работающим центрам. Наилучшее решение проблемы состоит в сочетании работы с разного рода увлечениями (хобби);
  • Создание и поддержание круга друзей, с которыми можно интересно проводить время. Для этого надо всегда помнить о своих друзьях и находить время для поддержания дружеских связей.
  • Выбирать для жизни те ситуации, в которых жизненно важные решения принимаются именно Вами, а не кем-то другим за Вас.
  • Умение любить себя безусловно и сохранять положительную самооценку даже в случае неудач. Рассматривать неудачу не как горькое поражение, а как полезный урок, необходимый и полезный для жизни.
  • Соотнесение своих сил и возможностей при постановке целей и решении промежуточных задач. Брать на себя только тот груз, который можешь нести, помнить — «Сама себя сгубила маленькая птичка, когда задумала большое снесть яичко».
  • Умение хвалить и поощрять себя после выполнения трудных дел. Позволять себе отдохнуть, расслабиться, почитать не только то, что надо для профессии, но и то, что просто хочется для развлечения.
  • Участие в профессиональных встречах — семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и услышать новые идеи, обладающие подпитывающей энергетизирующей силой;
  • Разрешение самому себе жить не так «как надо», а так, «как хочется». Если существующий стиль жизни в чем-то не удовлетворяет, следует подумать и решить, что нужно сделать для того, чтобы изменить ситуацию так, чтобы жизнь приносила удовольствие.
***

Американский психолог Филипп Зимбардо предложил хорошее упражнение, которое хорошо проясняет ответ на вопрос, как надо жить, чтобы понапрасну не сгорать. Оно называется «Прожить месяц»:

Представьте, что вы можете прожить только один месяц — последний месяц в своей жизни! В деньгах вы не ограничены и чувствуете себя вполне здоровым человеком. Постарайтесь ответить на следующие вопросы:

— Как вы проведете свой последний месяц? Что вы будете делать? Куда вы направитесь? Кто будет рядом с вами? Как вы проведете свой последний день?

— А теперь — хорошая новость! Судьба подарила вам еще много лет — десять, двадцать, сорок, шестьдесят! Как вы собираетесь провести эти годы?

Психологи рекомендуют стремиться проживать каждый день своей жизни так, как будто он – последний в Вашей жизни.

***

В течение рабочего дня — отказ от кофе, чая и энергетических напитков для повышения работоспособности.

Каждый час чередовать 5-10 минутные передышки, наполненные:

  • в одном случае – физическими динамическими упражнениями ( бег, прыжки, быстрая ходьба)
  • в другом случае статическими упражнениями – йога и растяжки,
  • в третьем – медитация или же аутотренинг,
  • в четвертом – интенсивная дыхательная гимнастика.

Лучше всего выполнять эти упражнение под музыку, которые переводит сознание человека на другой уровень реагирования через активизацию соответствующих мозговых биоритмов.

На нашем сайте www.health-music-psy.ru можно найти музыкальные произведения для профилактики этого синдрома как в виде активных двигательных упражнений, так и успокоительных медитаций.

Если вам понравилось - поделитесь с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники