Синдром хронической усталости – результат нервно- психических и физических перегрузок, от которых больше всего страдают жители мегаполисов и больших городов.
Стремление сделать как можно больше дел за всё более короткий промежуток времени, необходимость обрабатывать огромное количество информации истощают нервную систему и ведут человека к эмоциональному выгоранию, когда человеку белый свет становится не мил и ему хочется послать все свои дела куда подальше.
Первоначально выдвигались гипотезы, что причины СХУ вызывают особые разновидности вирусов или неблагоприятная экологическая обстановка. Но, в конце концов, большинство исследователей пришло к выводу, что в основе заболевания лежат чрезмерные нагрузки на организм, попросту говоря — стресс.
Болезнь начинается как банальный грипп и ее симптомами на физиологическом уровне являются:
- небольшое повышение температуры,
- боль и першение в горле,
- увеличение лимфатических узлов на затылке и подмышками,
- боли в мышцах и в суставах,
- расстройства сна.
На психологическом уровне возникают:
- чувство непреходящей усталости и слабости,
- депрессия и пессимизм,
- деперсонализация,
- снижение интеллектуальных возможностей,
- быстрая утомляемость,
- раздражительность.
Все эти признаки очень похожи на простудные и инфекционное заболевание. Поэтому другое название синдрома хронической усталости — “грипп молодых карьеристов”.
К факторам социально-производственной природы нервного перенапряжения добавляются разного рода социальные перемены, значимые жизненные трудности (развод, смерть близких, переезды на новое место жительства и т.д.), преобладание интеллектуального труда, постоянное ощущение недостатка времени, спешка и торопливость в процессе работы, хроническое нарушение режима труда и отдыха, снижение интереса к работе, падение самооценки из-за неспособности справляться с грузом проблем, отсутствие элементов творчества в работе.
Понятие эмоционального выгорания («burnout») используется современными психологами для обозначения состояния физического, эмоционального и психического истощения, ощущений собственной бесполезности, которые возникают в ответ на психо-эмоциональные перегрузки, с которыми организм со временем перестаёт справляться.
Термин был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния с социальных работников, которые находятся в тесном общении с клиентами и пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Если сначала речь шла об описании проблем медицинских работников, то дальнейшие исследования области позволили распространить это явление на широкий круг профессий — учителей, воспитателей, менеджеров, полицейских и т. д.
Эмоциональному сгоранию подвержены прежде всего те, кому по роду деятельности приходиться много общаться с людьми и помогать им. Вынужденная при этом трата большого количества психических сил приводит к нервному истощению, за которым следует тревога, беспокойство, раздражительность, бессонница апатия и отчужденность от профессии, которые в свою очередь ведут за собой появление различных психосоматических заболеваний.
Сравнивая развитие “феномена сгорания” у учителей престижных частных школ Англии и государственных школ центра Австралии, исследователи Пирс Марк и Джефри Молли выяснили, что решающим фактором противостояния выгоранию является внутренний локус контроля, который связан с умением человека брать в свои руки ответственность за свою жизнь. При этом, если интерналы считают, что их жизнь, судьба и здоровье зависят от них самих, то экстерналы полагают, что течение их жизни и их здоровье зависит от внешних факторов.
Методы профилактики дня синдрома хронической усталости и эмоционального выгорания.
Противодействие синдрому хронической усталости и эмоциональному выгоранию включают в себя:
- Четкое осознание своих ресурсов и возможностей, умение прислушиваться к голосу своего тела, которое всегда может точно сказать, какой уровень нагрузки оно может вынести
- Четкое осознание жизненного смысла при ответе на вопрос – «В чем цель моей жизни», «Для чего я живу». Такое осознание даёт тот стержень, который является мощной духовной опорой в трудных ситуациях.
- Цели, которые выбирает человек, могут быть направлены на собственное благо, на благо другого и на благо всех. В последнем случае имеется ввиду общественная направленность, имеющая социальное значение. Именно этот вид направленности больше всего придаёт человеку психологическую и нравственно-эмоциональную устойчивость в сложных ситуациях.
- Наличие навыков планирование своей жизни на срок от трех до 10 лет вперед, что создаёт наполненность каждого дня проживаемой жизни и мотивацию для непрерывного личностного роста;
- Овладение навыками интернального самоконтроля в области личной гигиены, что включает в себя поддержание своего физического здоровья и функциональных систем организма на уровне научно обоснованных установленных нормативов, соблюдение грамотного баланса отдыха, сна и питания, овладение техникой медитации, аутотренинга, самогипноза.
- Интернальность подразумевает готовность брать ответственность за свою жизнь и за своё здоровье на себя, что говорить о личностной зрелости. В то время как экстернальность – склонность объяснять события своей жизни через внешние факторы – показатель незрелости и инфантилизма. Тот, кто чувствует себя жертвой обстоятельств, «выгорает» чаще.
- Укрепление границ Эго, которые не позволяют негативным влияниям внешней среды разрушать психику. Это возможно через четкое осознание того, «что является моим» и «что не является моим». С этим осознанием связано умение говорить «Нет» тем ситуациям, которые ведут к истощению. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26).
- Культивирование в своем сознании интересов, не связанных с профессиональной работой. Побочные интересы включают другие отдела мозга, что даёт необходимый отдых работающим центрам. Наилучшее решение проблемы состоит в сочетании работы с разного рода увлечениями (хобби);
- Создание и поддержание круга друзей, с которыми можно интересно проводить время. Для этого надо всегда помнить о своих друзьях и находить время для поддержания дружеских связей.
- Выбирать для жизни те ситуации, в которых жизненно важные решения принимаются именно Вами, а не кем-то другим за Вас.
- Умение любить себя безусловно и сохранять положительную самооценку даже в случае неудач. Рассматривать неудачу не как горькое поражение, а как полезный урок, необходимый и полезный для жизни.
- Соотнесение своих сил и возможностей при постановке целей и решении промежуточных задач. Брать на себя только тот груз, который можешь нести, помнить — «Сама себя сгубила маленькая птичка, когда задумала большое снесть яичко».
- Умение хвалить и поощрять себя после выполнения трудных дел. Позволять себе отдохнуть, расслабиться, почитать не только то, что надо для профессии, но и то, что просто хочется для развлечения.
- Участие в профессиональных встречах — семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и услышать новые идеи, обладающие подпитывающей энергетизирующей силой;
- Разрешение самому себе жить не так «как надо», а так, «как хочется». Если существующий стиль жизни в чем-то не удовлетворяет, следует подумать и решить, что нужно сделать для того, чтобы изменить ситуацию так, чтобы жизнь приносила удовольствие.
Американский психолог Филипп Зимбардо предложил хорошее упражнение, которое хорошо проясняет ответ на вопрос, как надо жить, чтобы понапрасну не сгорать. Оно называется «Прожить месяц»:
Представьте, что вы можете прожить только один месяц — последний месяц в своей жизни! В деньгах вы не ограничены и чувствуете себя вполне здоровым человеком. Постарайтесь ответить на следующие вопросы:
— Как вы проведете свой последний месяц? Что вы будете делать? Куда вы направитесь? Кто будет рядом с вами? Как вы проведете свой последний день?
— А теперь — хорошая новость! Судьба подарила вам еще много лет — десять, двадцать, сорок, шестьдесят! Как вы собираетесь провести эти годы?
Психологи рекомендуют стремиться проживать каждый день своей жизни так, как будто он – последний в Вашей жизни.
В течение рабочего дня — отказ от кофе, чая и энергетических напитков для повышения работоспособности.
Каждый час чередовать 5-10 минутные передышки, наполненные:
- в одном случае – физическими динамическими упражнениями ( бег, прыжки, быстрая ходьба)
- в другом случае статическими упражнениями – йога и растяжки,
- в третьем – медитация или же аутотренинг,
- в четвертом – интенсивная дыхательная гимнастика.
Лучше всего выполнять эти упражнение под музыку, которые переводит сознание человека на другой уровень реагирования через активизацию соответствующих мозговых биоритмов.
На нашем сайте www.health-music-psy.ru можно найти музыкальные произведения для профилактики этого синдрома как в виде активных двигательных упражнений, так и успокоительных медитаций.
Если вам понравилось - поделитесь с друзьями!