Как ни горька слеза,
что застилает зренье,
её осушат время и терпенье.

Гарт

crying_psychotherapistРыдания и плач — естественные проявления горя  и страдания, когда с ними приходиться сталкиваться в жизни. Тяжелые  болезни  и  кончины близких, экономические кризисы и войны, террористические акты и бандитские нападения, потеря трудоспособности и физические увечья — мало кто из наших современников может  в своей жизни не встретить  этих событий и связанных с ними страданий. Сила этих страданий возрастает со степенью невозможности контролировать и изменять обстоятельства  своего окружения.

Горе и страдание,  связанные  с утратой значимых межличностных отношений — разводом при распаде семьи или с утратой близких людей –  сильнейший стресс и всегда — это серьёзное психологическое испытание. Переживания потери изменяют человека, делая его более взрослым, мудрым и понимающим. Пройти через них достойно и психологически не сломаться при этом — трудная задача.

Рыдание и плач от горя являются такими же неотъемлемыми   спутниками жизни человека, как страх,  печаль и гнев.  От  этих переживаний в жизни не застрахован никто. Наибольшие страдания, а с ними рыдания и плач вызывает у человека потеря того, что особенно ему дорого было в жизни. Мы   оплакиваем потерю наших любимых,  смерть  близких родственников и друзей, с которыми мы провели лучшие дни  и часы нашей  жизни. Для деятельных людей причиной глубокой скорби может явиться незаслуженное отстранение от дел, или же невозможность  заниматься тем, к чему был призван судьбой.

Целительные возможности плача знакомы человечеству с давних пор. Святой отец церкви Сергий Радонежский  наставлял своих прихожан и монахов “Молиться надо до сладких слез”. Этому правилу следовали и следуют сегодня  многие истинно верующие. Православное старчество называло молитвенные слезы  “благодатными  и радостными”.

Современная медицина  подтверждает целительную силу слез.   В  одном эксперименте  двум группам белых крыс нанесли одинаковые ранки. В экспериментальной группе животных поместили в глаза соринки, чтобы у них лились слезы. Эксперимент показал, что у “плачущих” крыс  ранки зажили в среднем на 12 дней  раньше.  Когда же подопытным  мышам слезные железы удалили совсем, то у них стал наблюдаться быстрый процесс старения всего организма.

Душевная тяжесть может быть значительно смягчена рыданиями и плачем, после которых  страдающий ощущает некоторое душевное онемение и  опустошенность. В слезах физииологи находят биохимические вещества, близких к наркотическим. Они действуют на сознание несколько оглушающе, и одновременно имеют обезболивающий и успокоительный эффекты.  Это помогает справляться с тяжелыми переживаниями.

Фрейд в работе “Печаль и меланхолия” указывал  на то, что задача  скорби состоит в том,  чтобы увести психическую энергию от  дорогого,  но  утраченного объекта любви и направить её энергию на другой объект. «…Любимого объекта больше не существует, и реальность подсказывает требование отнять все либидо, связанное с этим объектом… Но требование ее не может быть немедленно исполнено. Оно приводится в исполнение частично, при большой трате времени и энергии, а до того утерянный объект продолжает существовать психически. Каждое из воспоминаний и ожиданий, в которых либидо было связано с объектом, приостанавливается, приобретает активную силу, и на нем совершается освобождение либидо. Очень трудно указать и экономически обосновать, почему эта компромиссная работа требования реальности, проведенная на всех этих отдельных воспоминаниях и ожиданиях, сопровождается такой исключительной душевной болью».

Психологическая работа в преодолении горя и изживания скорби имеет несколько этапов. Их впервые определил известный немецкий психиатр  и психотерапевт Е. Кублер-Росс. Знание этих этапов, как показывает практика,  несколько  облегчает переживание горя.

На первом этапе при переживании серьёзной потери душевная боль носит шоковый характер. Как защита от неё возникает реакция отрицания — “Этого  не может быть!” Возникает характерная псхологическая и физическая обездвиженность. Появляются оцепенение  и скованность  движений, затрудненность   дыхания,  пропадает аппетит и сексуальное влечение.

Отказ от принятия случившегося — один из биологически оправданных механизмов   психологической  защиты. Такая защита через неприятие случившегося даёт  некоторое  время, чтобы постепенно   придти   к   принятию случившегося.

Часто возникает чувство вины по отношению к тому, кто ушел. Человек физически ощущает потерю частицы самого себя. Появляется  ощущение невозможности жить дальше без ушедшего. Летом 2003 года в нашей  прессе появилось сообщение о самоубийстве одного боевого офицера, не выдержавшего гибели своих товарищей.

В  момент острой скорби слезы, рыдания и плач являются лучшими  средствами для  успокоения  утешения горя.  И этого не надо стыдиться.  Выплакав горе, человек чувствует некоторое успокоение,  что позволяет ему несколько легче ориентироваться  в окружающем мире и жить дальше.

Механизмы психологической защиты, связанные с отрицанием, продолжают работать примерно 7-10 дней после кончины  близкого человека.  Страдающему  от горя в этот период кажется, что умерший жив, что он где-то рядом, что вот-вот  он   войдет  или   позвонит.

Постоянное присутствие в сознании образа умершего, бессознательное стремление слиться с ним, приводит к тому, что страдающий  стремиться в чем-то походить на него — словами, жестами, манерой поведения. Он  начинает жить как бы не своей жизнью.  Время останавливается и жизнь как  бы разделяется на  “до” и  “после”. Страдающий остаётся в одном пространстве  и  времени с умершим и отсутствует в настоящем, которое проходит мимо него, никак не   затрагивая.  Он как, сейчас говорят, виртуально живет одной жизнью с ушедшим.  Когда его что-то отвлекает в настоящем времени —  телефонный звонок, необходимость что-то сделать или   кому-то ответить, он раздражается, видя в этом покушение на психологический разрыв с умершим.

Приступы острого горя поэтично и тонко описала Анн Филип, жена умершего знаменитого в 60-е годы прошлого, двадцатого века, французского актера Жерара Филипа:

«Утро начинается хорошо. Я научилась вести двойную жизнь. Я думаю, говорю, работаю, и в то же время я вся поглощена тобой. Время от времени предо мною возникает твое лицо, немного расплывчато, как на фотографии, снятой не в фокусе.  И вот в такие минуты я теряю бдительность: моя боль – смирная, как хорошо выдрессированный конь, и я отпускаю узду. Мгновение – и я в ловушке. Ты здесь. Я слышу твой голос, чувствую твою руку на своем плече или слышу у двери твои шаги.  Я теряю власть над собой. Я могу только внутренне сжаться и ждать, когда это пройдет. Я стою в оцепенении, мысль несется, как подбитый самолет. Неправда, тебя здесь нет, ты там, в ледяном небытии. Что случилось? Какой звук, запах, какая таинственная ассоциация мысли привели тебя ко мне? Я хочу избавиться от тебя. хотя прекрасно понимаю, что это самое ужасное, но именно в такой момент у меня недостает сил позволить тебе завладеть мною. Ты или я. Тишина комнаты вопиет сильнее, чем самый отчаянный крик. В голове хаос, тело безвольно.  Я вижу нас в нашем прошлом, но где и когда? Мой двойник отделяется от меня и повторяет все то, что я тогда делала» ( Филип А. Одно мгновение. М., 1966. С. 26-27).

Известный исследователь проблем острых переживаний, отечественный психолог В.Ф. Василюк так отвечает   на вопрос о причине возникновения  душевной  боли. Она возникает, когда “не умерший уходит от нас, а мы сами уходим от него, отрываемся от него или отталкиваем его от себя. И вот этот, своими руками производимый отрыв, этот собственный уход, это изгнание любимого: «Уходи, я хочу избавиться от тебя…» и наблюдение за тем, как его образ действительно отдаляется, претворяется и исчезает, и вызывают, собственно, душевную боль.”

Постепенно  страдающий начинает выходить из шокового состояния и   возвращаться к реальной жизни. Но сначала существование странным образом протекает в двух измерениях —  в настоящем,  покрытым туманом, и в прошлом, которое поначалу кажется  очень отчетливым. Постепенно, по  мере проживания скорби, эти два ощущения меняются местами. Настоящее становится более отчетливым и душевная боль притупляется.

На  следующем этапе боль стихает и человек учится жить самостоятельно. Он учится строить планы, в которых нет присутствия  ушедшего, но который как бы постоянно смотрит на оставшегося в живых  из-за плеча. Происходит диссоциация и психологическое отделение от ушедшего человека. Прошедшая жизнь с близким человеком воспринимается как бы со стороны, как в каком-то фильме про собственную жизнь.

На четвертом этапе образ любимого ушедшего человека помещается в образах  памяти   и  уже не вызывает той боли, которая был на первом этапе. Воспоминания просветляются и  в  отношениях к ним появляется эстетическое  чувство, в котором   боль утраты  уходит на второй план, появляется чувство благодарности к тому, с кем был прожит   определенный  этап жизни. Сенека наставлял Луцилия: “Постарайся, чтобы память об утраченных нам была отрадна… Для меня думать об умерших друзьях отрадно и сладко.  Когда я был с ними, я знал, что я их утрачу,  когда я их утратил, я знаю, что они были со мной. Так будем наслаждаться обществом друзей — ведь неизвестно, долго ли оно будет нам доступно”.

***

Страдая, мы чувствуем себя одинокими и покинутыми, потерпевшими поражение и несчастными. Но каким бы  ни было тяжелым переживание страдания, его биологической целью является  стремление к сплочению.  Предвидения страдания при разлуке — та сила, которая удерживает  нас рядом с любимыми и друзьями.  Английских психолог Кэррол Изард приводит результаты одного исследования, в котором молодых людей попросили ответить на вопрос  —  что, по их мнению будет, если в мире исчезнет страдание. Почти все опрошенные ответили, что это будет так же мир без радости, без любви, без семьи  и без друзей./ К. Изард. Эмоции человека. М., 1980. С. 257-258/

Гнетущее переживание горя, как отмечает К. Изард, побуждает человека к восстановлению личностной автономии.  Это означает что для противостоянию потери в переживании горя надо уметь быть самодостаточным и опираться в трудной ситуации на себя.

Бессмертный проповедник библейской мудрости Екклесиаст так говорил  о страдании и вызываемых ими слезах:

Запомни: имя доброе важней
Богатства, красоты, происхождения.
А если надо выбирать из дней:
Кончины день — важнее для рожденья.
Рыдания во время похорон
Отрадней смеха в блеске царских комнат,
Поскольку смертен человек — и он
Всегда в глубинах  это помнит.
Страданья лучше смеха потому,
Что плач древнее смеха изначальней.
Плач — человеку врач. Нужней ему.
Тем чище сердце, чем лицо печальней.
Поэтому и сердце мудреца
 На горе откликается, как эхо,
Тогда как сердце бедного глупца
Навеки поселилось в доме смеха.
Поэтому полезней для сердец
Разительное слово обличенья,
Которое произнесет мудрец,
Чем дураков беспечных песнопенья.
А смех глупцов — словно фальшивый блеск:
Всегда  он затмевает тех, кто плачет.
Как хвороста в костре веселый треск:
Он суетен и ничего не значит.
/перевод  Германа  Плисецкого/

***

Современная культура поощряет сдержанность в проявлении чувств, о чем уже говорилось в первой главе. В результате многие из нас подавляют в себе такие естественные чувства, как гнев, страх, печаль и связанные с ним слезы. Но подавлять свои рыдания и плач — значит идти в противоречие с природой. Эти проявления связаны с необходимой психологической работой горя при невозвратимых потерях. Они нужны для того, чтобы, как говорят профессиональные психологи, гештальт потери был завершен. Потеря должны быть выстрадана и выплакана до конца для того, чтобы человек мог бы жить дальше. Отметим, что алекситимия, то есть, бессознательный запрет на выражение своих чувств, ведёт к их вытеснению в бессознательную сферу, откуда эти чувства исподволь начинают разрушительную работу тела.

Переживание “горя всухую”, то есть без слез,  увеличивает  силу психологической травмы. Поэтому во многих культурах существуют специальные  обряды, способствующие намеренному  вызыванию слез.

Так, во многих районах русского Севера до сих пор сохранился обычай приглашать на похороны умершего человека женщин-плакальщиц. Плакальщицы устраивают целое  драматическое представление, оплакивая умершего, которого они могли даже не очень хорошо знать. При выполнении обряда погребения они не только горько рыдают, но и царапают себе лицо и рвут  себе волосы  на голове. Делается  это для того, чтобы растопить лёд тяжелого душевного оцепенения, который  сковывает человека, потерявшего близкого человека. Искусная плакальщица усиливает тяжелые переживания до такой степени, что они переполняют душу, и горе изливается в слезах. После этого страдающему от  невозратимой потери  становится легче. Люди  давно заметили, что при тяжелых переживаниях плакать бывает просто  необходимо.

Когда у композитора Александра  Серова  и его жены умер их ребенок, они с женой вместе  сели за рояль и  стали играть в четыре руки мессу Бетховена. В своих воспоминаниях его жена — В.С. Серова пишет о том, как “едкая” боль, терзавшая их обоих, вылилась выдержанной классической игре.  Она вспоминала, как А.  Серов вполголоса запел “Agnus Dei” и тогда жалобная, преисполненная божественного самоотречения мелодия расплавила железную твердость  её душевного панциря: обильные слезы потекли, и мучительно пережитое сокрушающее горе  вылилось в этом тихом душевном вопле.

Вспомним, что античные герои, вроде Ахилла, могли рыдать как маленькие дети в тяжелые минуты расставания и разлуки с друзьями. Но их психологическая стойкость и душевное здоровье до сих пор являют нам образец для подражания.

Мишель Монтень по этому поводу выразился аналогичным образом: “ Чрезмерно сильное горе подавляет полностью нашу душу, стесняя свободу ей проявлений;  нечто подобное случается с нами под свежим впечатлением какого-нибудь тягостного события известия,   когда мы ощущаем себя скованными, оцепеневшими, как бы парализованными в своих движениях, — а некоторые время спустя, разразившись, наконец, слезами и жалобами, мы ощущаем, как наша душа сбросила с себя путы, распрямилась и чувствует себя легче и свободнее. “Горе открывает путь голосу; говорили древние римляне”./М.  Монтень. Опыты. М.,1980, с.  15/

Григорий, представительный  бизнесмен, солидный и уверенный в себе, обратился с проблемой затяжной депрессии, которая возникла после того, как у него умерла любовница, которую он очень любил. Поскольку  он вёл жизнь публичного человека,   и  она протекала на  виду многих, то он изо всех сил старался  не показывать своих чувств. Как мог, он подавлял их, чтобы не привносить  ненужных помех в бизнес и не   травмировать членов своей семьи.

 Григорию было рассказано о вреде для здоровья и психики  такой тактики поведения, а так же о благотворном воздействии расслабления, ритмичного дыхания  и плача для  снятия  утешения горя и депрессии. В работе  с  ним    была  применена методика А. Лоуэна — дыхание на биоэнергетическом стуле, которая будет описана  ниже.

После рассказа о своих чувствах, обо всём том, что он пережил и передумал в связи с потерей любимого человека,  Григорию  удалось  пролить несколько слезинок, после чего ему стало несколько  легче. Но окончательная проработка потери и завершение гештальта горя было достигнуто, когда Георгий через два дня  увидел   очистительный  психотерапевтический  сон.

В этом сне  ему представилась сцена  похорон  своей  бывшей  возлюбленной, и он, по его словам,   там же,  во  сне  разразился горькими рыданиями. Утром на следующий день его депрессия отступила,  и он снова почувствовал  себя   способным к деятельной жизни.

В традициях многих культур принято носить траур по умершему  супругу  в течении года и не вступать в это время в последующий брак. Нарушение этого правила может приводить к драматическим  последствиям.

Нина В. на  прием к  пришла с жалобами на головные боли, непонятную тревогу, повышенное давление,  с нарушениями кожного покрова в виде красной сыпи. Однако все амбулаторные анализы показывали физиологическую норму и отсутствие соматических заболеваний.

Оказалось, что  меньше года  назад  Нина потеряла любимого мужа и сильно по этому поводу  скорбела. Чтобы отвлечься от тяжелых  мыслей и переживаний, связанных с невозвратимой потерей  и   поскорее отойти от них, она  вступила   в  следующий брак. Но через некоторое время погибает  один из близких друзей её бывшего мужа,   с которым она состояла в хороших дружеских отношениях.  Сразу после этого у Нины начались  упомянутые соматические отклонения.

Причиной нарушений оказалось наслоение друг на друга  двух психологических травм, первая из которых  не была изжита полностью и до конца не проработана. Возник психологический резонанс не до конца пережитых  и проработанных потерь, который превзошел  силу каждого отдельно  взятого  переживания скорби.

Если бы  Нина не спешила уйти от тяжелых переживаний, а наоборот, пошла бы им  навстречу,  если бы предоставила самой себе необходимое время для  проработки  скорби, то  таких нарушений у неё бы во втором браке не было бы. После катарсического отреагирования потери при помощи психодрамы на терапевтической группе состояние пациентки значительно улучшились и  неприятные  симптомы сгладились.

Из этого следует, что в случае переживания личностно значимой потери ни в коем случае нельзя сдерживать и подавлять свои   чувства, необходимо выплакать скорбь до конца.

Александр Лоуэн,  успешно использовавший терапию плачем в лечении бронхиальной астмы и сердечных нарушений,  не раз отмечал, что плач — это основной механизм освобождения подавленных чувств, сопутствующих  феномену “разбитого сердца”. “Плач, — говорил он, —  является единственным способом разрядки напряжения, возникающего в результате потери любви.”

Философия скорби

Философское отношение к   тяжелым потерям связано с принятием ее неизбежности.  Подобное отношение к ней хорошо  проработано в буддизме. Будда полагал, что лучшим лекарством от смерти  есть её  восприятие как освобождение от земных страданий.

В одной из буддийских притч рассказывается о молодой женщине, у которой умер ребенок, но она не хотела примириться с этим и стала искать лекарство от смерти своего сына. Когда она пришла к Будде, он сказал ей, что знает такое лекарство.
— Что же надо сделать? — спросила она.
— Надо взять щепотку горчичных зерен, — ответил Будда.
— Возьму, — ответила женщина, — но из чьего дома?
— Из дома того человека, — отвечал Будда, — у которого не умерли ни сын, ни дочь, ни кто-либо другой.

Женщина ответила “хорошо”, взяла мертвого ребенка и отправилась в город.

Горчичные зерна оказались в каждом доме, но не было дома, в котором люди не знали чьей-либо смерти. “Живущих мало, а мертвых много” — слышала она в ответ.

Когда женщина вернулась к Будде, она сказала: “Я  думала, что только мой сын умер, а вот во всем городе умерших больше, чем живых.” На это Будда ответил:

— Это непреложный закон для живых существ, — сказал Будда, —  владыка смерти, как поток вырывает все существа, даже те, чьи намерения не исполнены,  и ввергает их в море погибели. Внемли: смерть уносит с собою человека, подобно тому, как бурный поток уносит спящую деревню”.

Примерно такая же легенда приписывается  и Демокриту.

Когда у персидского царя Дария умерла его любимая жена, и Дарий был безутешен, Демокрит пообещал вернуть к жизни умершую жену, если царь предоставит ему все необходимое. Дарий распорядился, чтобы Демокриту дали все, что бы он ни попросил. Получив все необходимое для воскрешения, Демокрит сказал, что ему не хватает лишь одного — а именно — надписи на гробнице жены имен трех человек, никогда не испытавших горя. Дарий, естественно, не смог этого сделать. Тогда Демокрит с усмешкой произнес:» Что же ты, нелепейший человек, не перестаешь плакать, как будто с тобой одним случилось такое несчастье, ведь ты не можешь найти даже одного человека, которому не пришлось бы испытать какую-либо печаль».

В буддизме главным механизмом преодоления  страданий считается   отсутствие  и  избавление  от  привязанности к   кому   бы   то   ни  было. Может быть, это не совсем  подходит для нашей христианской  культуры, в основе которой лежит сострадание ближнему. Но отголоски  такого подхода можно  найти в известном христианском  крылатом выражении  “Бог дал, Бог и взял”.

Четыре благородные истинные, постигнутые Буддой в момент наивысшего просветления, гласят:

  • Жизнь в мире полна страданий;
  • Есть причина этих страданий;
  • Можно прекратить страдания;
  • Есть путь, ведущий к прекращению страданий.

Вот как раскрывал Будда эти святые истины  в своей знаменитой Бенаресской проповеди:

Святая истина о страданиях такова: рождение есть страдание, старость есть страдание, болезнь есть страдание; соединение с немилым есть страдание; разлука с милым есть страдание; короче говоря, пятикратная привязанность к земному есть страдание.

Святая истина об источнике страдания такова: это есть жажда /стремление к бытию/, которая ведет от возрождения к возрождению, вместе с наслаждением и страстью, которая то тут, то там находит свое наслаждение; жажда наслаждений, жажда бытия, жажда могущества.

Святая истина о прекращении страданий такова: устранение этой жажды через полное уничтожение желания, чтобы оно совсем ушло, через отчуждение от него, через освобождение от него, через лишение его всякой опоры.

Вот святая истина о пути к прекращению страдания, о монахи: это святой, восемь раз святой путь, он называется так: праведная вера, праведное решение, праведное слово, праведное дело, праведная жизнь, праведное стремление, праведное воспоминание, праведное самоуглубление.

Нижеследующие изречения древних восточных мыслителей могут помочь сформировать  правильное  отношение  к жизненным  потерям.

  •  Лекарство от несчастья — не думать о нем. Когда думаешь о несчастье, оно  не проходит, а разрастается.
  •  Не будь рождения, не будь страсти, не будь смерти, не будь страха перед разлукой  с любимыми, не будь всё столь непостоянным — кто не был бы   счастлив  в этой жизни?
  •  Кто не возгордился,  обретя  богатство? Какой распутник избежал невзгод? Чье сердце на земле не было разбито женщиной? Кто может назваться другом царя? Какой бедняк встретил уважение? Кто вышел невредимым из западни? Кто не подвластен?
  •  Текут и не возвращаются вспять речные потоки, текут дни и ночи, унося с собою людские жизни.
  •  Кто горюет о мертвом, об утраченном, о прошедшем, тот лишь прибавляет к печали печаль и терпит двойное бедствие.
  •  Человек приходит в  деревню, и, переночевав, на другой день снова отправляется в путь, Точно такие же стоянки для нас отец, мать, дом, богатство. Мудрый     не привязывается ко всему этому.
  • Всякое страдание коренится в сознании. Уничтожь сознание и ты уничтожишь источник страдания. Всякое страдание коренится в стремлении. Уничтожь стремление и ты уничтожишь источник страдания.
  •  Привязанность рождает страсть, за страстью следует печаль. Пойми же, что страсть — источник страданий и шествуй одиноко, подобно носорогу.
  •  Ничтожен этот мир. Горному потоку подобна наша юность, горению травы подобен остаток жизни, теням облаком подобны наслаждения, сновидению подобен круг  детей, друзей, слуг и женщин.
  •  Как две щепочки встречаются в великом океане и, встретившись, расходятся, так встречаются и расходятся люди.
  •   Словно встреча на дороге жизнь с  женой и с  близкими.
  •  Жизнь наша — словно мираж, исчезающий в мгновенье.
  •  Разлука с любимыми, житьё с нелюбимыми, общение с недостойными — вот горький удел долголетних.

Из  наставлений Иисуса, сына Сирахова:

  • Сын мой! Над умершим пролей слезы и, как бы подвергшийся жестокому несчастию, начни плач; прилично облеки тело его и не пренебреги погребением его; горький да будет плач и рыдание теплое, и продолжи сетования о нем, по достоинству его, день или два, для  избежания осуждения, и тогда утешься от печали; ибо от печали бывает смерть, и печаль сердечная истощит силу.  С несчастием пребывает и печаль… Не предавай сердца твоего печали; отдаляй её от себя, вспоминая о конце. Не забывай о сем, ибо нет возвращения; и ему ты не принесешь пользы, а себе повредишь… С успокоением умершего успокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его.

 Наставление  Сократа:

  • Помни, что всё человеческое непостоянно. Тогда ты не будешь ни слишком радоваться  счастливой судьбе, ни слишком печалиться из-за неудачи.

Терапия рыданием и плачем

Терапия рыданием и плачем тесно связана с освоением техники  так называемого “рыдающего дыхания”,  основанной   на технике глубокого дыхания  йогов. Её главная особенность заключается в том, что при выдохе воздух с силой выталкивается из легких резкими движениями диафрагмы, как это происходит при  безудержном плаче.  Вибрации, создаваемые при этом в грудной  клетке, способствуют усиленному  газообмену и удалению  благодаря этому из крови  адреналина, вызывающего  депрессию и тоску.

Такую же  физиологическую  реакцию вызывает  и   выдох  со стоном и с криками причитания. Всё  вместе это называется голошением, которое  можно  наблюдать в  отдаленных русских селениях и деревнях на  похоронах   и   проводах  успошего  в   иные  миры. Но такое  же  поведение   в  городе  молчаливо  осуждается  и  не  одобряется. Поэтому в условиях города подобное отреагирование  скорби и печали по-настоящему оказывается возможным только на  психотерапевтической  группе.

Для активизация плача и рыдания  современными психотерапевтами широко используется методика глубокого дыхания на биоэнергетическом стуле, которая  была  разработана в рамках телесно-ориентированнрой   терапии  А. Лоуэном.  

На обычный стул кладется подушка, либо свернутое одеяло.   Пациент должен лечь на этот стул спиной и вытянуть руки за голову и начинать свободно дышать.

Лоуэн отмечал, что люди, подавляющие свои чувства, в первую очередь пытаются ограничить  своё дыхание через напряжение мышц груди. Лежание на биоэнергетическом стуле усиливает  выдох, и это позволяет расслабляться. Во время глубокого выдоха из живота в груди проявляется и спонтанно взрывается глубокая печаль.

Действие подобного метода лечения Лоуэн  хорошо испытал на самом себе. Вот что он пишет в своей книге “Секс,   любовь и сердце”: “Некоторые люди, когда в них пробуждается печаль, сдерживаются. Независимо от того, какой вид принимает сопротивление, я советую пациентам расслабиться, насколько это возможно и сознательно издавать звуки плача. Несмотря на это многие пациенты, особенно мужчины, всё еще имеют трудности с тем, чтобы расплакаться. Для меня это тоже было нелегко. Я очень боялся боли в сердце, но осознавал как важно мне научиться плакать. Продолжающаяся в течение многих лет работа с дыханием научила меня плакать легко и свободно, как плачет младенец, чем я очень доволен».

Еще одно высоко эффективное  упражнение, разработанное Лоуэном для преодоления  скорби, связано с подключением к плачу крика и физических действий. “В примитивных обществах, — отмечает Лоуэн, — люди  протестуют криком, когда умирает любимый человек, но  мы, рафинированные и цивилизованные люди, принимаем смерть и потери философски, хотя эта рациональная позиция игнорирует телесные ощущения  и омертвляет нашу эмоциональную жизнь”.

Упражнение заключается в том, что человек ложится на спину и начинает ритмично бить ногами по постели, сопровождая эти удары  протяжными  криками “Почему?”.  Современная психо-терапевтическая практика  подтвреждает  правильность находок А.Лоуэна и активно  их   использует.

“Плач  и крик, — подчеркивает Лоуэн, — это часть настоящего процесса скорби… Крик протеста, так же как глубокий плач, снимает с сердца тяжесть печали и боль”.

Терапия посттравматического и посттеррористического стресса

Способы лечения синдрома посттравматического и посттеррористического стресса, которые приносят много горя и страданий и о которых речь шла  в первой   главе, разнообразны. Помимо специальных медикаментозных средств и рекомендаций в виде соблюдения общих принципов здорового образа жизни  здесь используется весь арсенал современной психотерапии, начиная от гипноза и кончая гештальт-терапией, психосинтезом и  нейро-лингвистическим программированием. Во многих случаях оказывается просто необходимым неоднократное обсуждение проблемы наедине с психологом и в психотерапевтической группе, использование в этой группе специальных психотехнических игр и упражнений.

Психологами из английского города Кента в начале 80-х годов была разработана программа помощи людям, пережившим катастрофу парома “Геральд Ферри”. В основе этой помощи лежит принцип  — дать возможность выйти наружу огромной гамме негативных чувств, переполняющих потерпевшего, среди которых — страх, беспомощность, тоска, вина, стыд, гнев. Человеку так же дают понять что его поведение — нормальная реакция на ненормальные обстоятельства, но это негативное состояние может быть преодолено.

Рекомендации службы  о поводу того,  что   надо  делать  и  чего не надо:

  • Не скрывайте свои чувства. Проявляйте Ваши эмоции и давайте возможность вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
  • Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
  • Позвольте себе быть частью группы людей, которая заботится о вас.
  • Не позволяйте Вашему чувству стеснения останавливать Вас, когда другие предоставляют Вам шанс говорить.
  • Не ожидайте, что воспоминания уйдут сами по себе. Чувства останутся с вами и будут посещать Вас в течение длительного времени.
  • Выделите время для сна, отдыха, размышлений вместе со своей семьей и близкими друзьями.
  • Проявляйте Ваше желания прямо, ясно и честно говорите о них семье, друзьями и на работе.
  • Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
  • Позволяйте вашим детям говорить Вам и другим об их эмоциях и проявлять себя в играх и в рисунках.
  • Сохраняйте у Ваших детей распорядок жизни, учебы и позволяйте им действовать согласно их собственным представлениям.
  • Управляйте машиной более осторожно и будьте более осторожны дома. Помните — несчастные случая становятся более вероятными после нескольких стрессов.
  • Запомните — что боль от психологической травмы ведет к ее излечению. Вы можете выйти после кризиса человеком более сильным, умудренным и зрелым.
  • Запомните — в своей основе вы — тот же самый человек, которыми были перед катастрофой.
  • Запомните — есть “свет в конце туннеля.”1

Другие приемы и методы проработки потери

В современной психотерапии разработаны эффективные способы и  приемы работы   с психическими потерями и  травмами.                                   
Высокой эффективностью для смягчения  горя и страдания  обладает метод Френсин Шапиро — их проработка быстрыми движениями глаз. Об этом методе говорится в главе о терапии движением.

Другим приемом  является перевод  болезненного воспоминания   из   ассоциированной формы в диссоциированную.

При ассоциированном воспоминании прошедшее воспринимается   живым  и  непосредственно происходящим в данный момент по принципу “здесь и сейчас”.  Живя в настоящем,  но психологически находясь в прошлом, постоянно находясь  в ситуациях  совместной жизни с ушедшим, оставшийся в этой жизни идет по ней как бы затылком вперед,  переживая при этом чувства потерянности и страха.

При диссоциированном воспоминании прошлое воспринимается как бы со стороны, как будто человек смотрит фильм про собственную жизнь.  При таком воспоминании  человек не теряет ощущения  настоящего и сохраняет себя как целостную личность.

Это та форма переживания, про которую поёт в одной из своих песен  известная  грузинская певица Нани Брегвадзе:

Ах, это красная рябина
Среди осенней желтизны.
Я на тебя смотрю любимый
Смотрю теперь со стороны.
Со стороны страданий прежних,
Со стороны  ушедших лет,
Которым словно зорям вешним
Уже возврата больше нет.

Похожая  техника диссоциирования имеет место и в трансцендентальной медитации, когда клиенту предлагается представить, как его дух отделяется от тела, воспаряет вверх и смотрит на свои  собственные проблемы со стороны — из далекого космоса. Рассмотрение своего страдания со стороны и разрыва психологической связи с ушедшим человеком  достигается не сразу, а по истечению  какого-то времени, которое у каждого страдающего будет своё.

Для  перевода воспоминания из ассоциированной  формы в диссоциированную  клиенту предлагается  выполнить следующие упражнения:

  1. Представить, что Вы  пришли посмотреть фильм о своей жизни, купили билет в первых рядах и смотрите его. Все  события фильма вы очень сильно переживаете, поскольку вы очень сильно в них включены..
  2. Вы пересаживаетесь подальше от экрана и смотрите этот же фильм из последнего ряда, чувствуете, как события фильма меньше задевают вас.
  3. Далее вы смотрите фильм с балкона  или же из кинобудки. Ваши переживания становятся менее интенсивными.
  4. Находясь в кинобудке,  вы наблюдаете за человеком, похожем на Вас, который, сидя в зале,  смотрит  фильм, похожий на Вашу  историю жизни. Вы видите как этот человек переживает проходящее в фильме, вы сочувствуете ему, но при этом оказываетесь способны оставаться  отстраненным  и  можете перекидываться словами с киномехаником.
  5.  Перепитиии  вашей жизни  становятся для вас более спокойными и приобретают свойства эстетического объекта. Иногда в вечерние часы вы можете позволить себе прокрутить  этот фильм с любимыми эпизодами вашей жизни, нее испытывая при этом сильной душевной боли.

Упражнения

Подготовительное упражнение  “Угашение боли”.

  1. Приимите удобную позу и понаблюдайте за дыханием”.
  2. Постарайтесь задержать дыхание на выдохе на 10 секунд. Повторите это еще раз.
  3. Посмотрите внутренним взором на  больное место.
  4. . Вспомните, как  однажды зимой у вас сильно замерзли руки.  Представляйте себя ясный морозный денек  и вы с приятелями голыми руками играете в снежки.
  5. Ваши руки ничего не чувствуют.
  6. Теперь включите   внутреннюю заморозку больного места.
  7. Перенесите холод с рук на больное место. Оно заморозилось и перестало болеть. Заморозилось и перестало  болеть.
  8. Вся боль с больного места  ушла и испарилась. Вы чувствуете себя хорошо.

На нашем сайте в Лечебном кабинете Вы можете найти музыкально-поэтические формулы, который помогут Вам справиться с печалью и горем.


1Черепанова Е.М. Саморегуляци и самопощь при работе в экстремальных условиях. М.,1995.

Если вам понравилось - поделитесь с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники