india

Смотрите также фотографии

Индия — огромная страна, лежащая к югу от Гималаев и доходящая в своей протяженности до экватора. Индия — родоначальница многих религий, которые впоследствии окали своё огромное влияние на становление и развитие всех других мировых религий. Изучение духовных практик этой страны — большая научная задача, которая имеет практическое значение и в наши дни.

Группа московских психотерапевтов из Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги, возглавляемая её Президентом Виктором Викторовичем Макаровым, с этой целью посещала Индию несколько раз. Последняя такая научно- практическая экспедиция состоялась с 14 по 24 января 2008 года.

Индия — страна невыразимых контрастов, где богатство дворцов соседствует с нищетой лачуг и соломенных хибар, где новейшие компьютерные технологии в современных шикарных офисах соседствуют с нищими попрошайками и велорикшами на грязных улицах.

На улицах любого индийского города, даже просто деревни с утра до ночи — огромное количество народа, потоки машин, велосипедов мотоциклов, оглушающе квакающих своими клаксонами.

С одной стороны в Индии много бедных, и с другой — немалое количество богатых и состоятельных. Но это не ведет к возникновению трений и распрей между ними, потому что всё объясняется магическим словом «карма», которая от рождения определяет жизненный путь человека и ту касту, в которой ему суждено жить.

Жители Индии, с которыми нам приходилось встречаться, обладают огромным дружелюбием и улыбчатостью, от которой на душе становится теплее и веселее. Во многом, как мне представляется, такое поведение связано с особенностями мировоззрения и религии, которой придерживаются индусы.

В Индии очень много богов. Кришна и Будда, Рама и Лакшми, Ганеша и Кали — каждый из этих и других богов отвечает за определенную сферу жизни индусов. При этом в западных районах, например, в Чинае, особенно почитают Ганешу — человека с головой слона, а на востоке, в Калькутте почитают богиню Кали, которая поглощает и уничтожает все мыслимые и немыслимые несчастья человека.

Население Индии, ак было сказано выше, четко делится на касты — особые социальные группы. Представители низшей касты — щудры, высшей — брахманы и сингхи. В дни религиозных праздников, несмотря на кастовые различия, все люди духовно и психологически объединяются и приносят общие жертвоприношения богам.

Основу духовного совершенствования индуса составляет медитация, которой они занимаются в храмах или на природе — на берегу моря или реки.

В процесс медитации человек входит в измененное состояние сознания, во время которого происходит возвращение мозговых структур на более ранние этапы функционирования. Благодаря этому происходит самонастройка мозга на более здоровый уровень работы и человек чувствует себя значительно лучше.

Практикование вечерней и утренней медитации вкупе с асанами и дыхательными упражнениями помогает многим индусам находиться в прекрасной физической и психическом форме.

Йога — древнее индийское слово, в переводе с санскрита означающее «соединение». Под этим понимается достижения единства человека с природными силами, с космическим духом, именуемым Пурушей.

Проявление деятельности этого духа в человеке — его Самость. Когда человек достигает своей Самости и соединяется с Пурушей, он просветляется и становится подобен богам.

Люди ошибочно принимают за свою Самость свое тело, свои мысли, свои чувства. На избавление от этой иллюзии и направлена сложная система физических и психотехнических упражнений, разработанных индийским философом Патанджали во втором веке до н.э.

Йогин — это тот, кто совершенствует самого себя методом йоги. Жизненный путь йогина должен подчиняться правилам восьми ступеней, каждая из которых направлена на совершенствование определенных черт характера, поступков, образа мыслей:

Яма
соблюдение моральных заповедей
Нияма
поддержание самодисциплины на основе самоограничения
Асана
определенная поза, совершенствующая физические возможности организма
Пранаяма
система дыхательных упражнений, направленная на управление потоками энергии в теле человека
Пратьяхара
управление чувствами
Дхарана
упражнения в концентрации внимания
Дхиана
медитация
Самадхи
слияние с духом Вселенной

Каждая из этих ступеней требует соблюдения на основе самодисциплины соответствующих правил и принципов поведения.

Первая ступень — ЯМА

Моральные заповеди этой ступени имеют общечеловеческое содержание. Они не имеют связи с возрастом, полом, национальностью. Ступивший на путь йоги должен блюсти следующие правила:

Ахимсы
несовершения зла. Согласно этому принципу нельзя гневаться, замышлять против кого-либо недобрые дела, тем более убивать противника. Строгость к себе и снисходительность к другим. Быть источником добра и радости для всех, кто встречается на жизненном пути. Желая добра другим людям и всему живому, что есть в природе, йогин возвышает свой дух.
Сатьи
принцип правдивости, воздержания от любых видов лжи и неправды. Надо уметь контролировать свою речь, не допускать грубости, цинизма, жадности, потому что все это приносит вред жизни.
Астеи
нежелание чужого, запрет на воровство, которое закрывает человеку путь к духовному развитию.
Апариграхи
аскетического воздержания. Правило воспитывает равнодушие к вещам, которые способным приносить человеку удовольствие, будь то хорошая одежда, вкусная еда или приятные звуки музыки.
Брахмачарьи
воздержания от беспорядочных сексуальных связей, а так же всего того, что приносит грубые плотские радости.

Вторая ступень — НИЯМА

Самодисциплина этой второй ступени проявляется в соблюдении следующих правил:
Шаучи
чистоте тела и души. Организм йога очищается от шлаков с помощью вегетарианской диеты, постов, специальных физиотерапевтических процедур — промываний, полосканий и т.д. Душа его очищается от отрицательных чувств и мыслей с помощью медитации. Когда мы были в Индии, то часто видели, с каким удовольствием индусы любят плескаться в реках и водоемах.
Сантоши
принцип удовлетворенности. Йогин не смеет допускать конфликтов, и если они все-таки возникают, то он ищет причину их появления в самом себе.
Тапаса
принцип устойчивой мотивации. Буквальный перевод слова «тапас» означает «пламенеть», «быть снедаемым огнем». Вся сила воли йогина направляется на борьбу со своими пороками, страстями, неподходящими мыслями.
Поразительным возможностям управления своим организмом йогин достигает через аскетическую дисциплину, железную и несокрушимую волю, которой подчиняются все привычки и чувственные желания.
Свадхайи
принцип самопознания самого себя и своего жизненного пути. Свадхайя предполагает изучение различных точек зрения на природу человека в философии, религии, психологии.
Ишвары Прандиханы
посвящении всех своих помыслов и дел высшей цели — соединения с духом Пуруши.

Третья ступень — АСАНА

Знаменитые позы йогических упражнений — асаны — приобрели популярность и известность во всем мире. Статические упражнения в комплексе «Асана» делают тело сильным, гибким, послушным, здоровым и красивым. Однако как бы ни были велики возможности разных поз в оздоровлении организмам, эта ступень рассматривается в Йога Сутре только как средство для достижения более высоких ступеней сознания.

Без соответствующей духовной работы по возвышению своей личности занятия физическими упражнениями сами по себе не приведут человека к желаемой цели духовного совершенства.

Четвертая ступень — ПРАНАЯМА

В переводе прана — энергия, аяма — расширение. Таким образом, этот понятие можно перевести как «расширение энергии». Управление энергией организма, ее ослабление или возбуждение достигается за счет специальных техник дыхательных упражнений — пранаямы.

При помощи пранаямы можно регулировать ритм сокращений сердца, кровяное давление, тонус мускулатуры. С её помощью достигается эмоциональная уравновешенность и укрепляется нервная система.

Отцы йоги не без основания полагают, что до 90 процентов токсинов из нашего организма может быть удалено из него при помощи различных техник дыхания.

Пятая ступень — ПРАТЬЯХАРА

Эта ступень направлена на овладение собственными чувствами. Ибо, как сказано в индийском эпосе Бхагават Гита, «Одно-единственное чувство, завладевшее человеком, способно унести его разум».

Освободившись от чувств, вызываемых различными желаниями, йогин становится внутренне свободным, способным нести окружающим только добрые дела.

Постоянный контроль за своими эмоциями, изгнание из сознания всех дурных мыслей, портящих настроение, ориентированность сознания только на светлые положительные переживания составляет главную задачу этой ступени.

Шестая ступень — ДХАРАНА

В задачу этого этапа подготовки йогина входит развитие умения концентрировать свое внимание на каком-либо объекте. Цель считается достигнутой, если йогин сумеет удержать свое внимание как каком-либо объекте в течении 12 секунд.

Несмотря на кажущуюся легкость выполнения подобного задания, выполнить его по-настоящему очень трудно. Как только человек начинает сосредотачивать свое внимание на каком-то объекте, если у него нет достаточной тренировки, в его сознание будут непроизвольно проникать разные посторонние мысли и восприятия из внешней или внутренней среды.

Седьмая ступень — ДХИАНА

Этот термин переводится как «медитация». На этой ступени йогин продолжает развивать свои способности к концентрации внимания, стараясь ни на что при этом не отвлекаться. Ступень считается освоенной, если йогин сможет удержать свое внимание в течение 12 дхаран, т.е. 144 секунд.

Восьмая ступень — САМАДХИ

Самадхи переводится как «слияние» и «озарение». Это — конечная ступень и самая главная. На этой ступени происходит соединение Самости с сознанием Вселенной — духом Пуруша. Достигнув состояния полного покоя ума и тела, йогин оказывается способным постигать свою собственную Самость. Только тот, кто достигает этой ступени, может называться настоящим йогом.

Посещая храмы и музеи Вивекананды, Рамакришны, Ауробиндо Гоша, мы видели фотографии этих индийских мудрецов, застывших в этом состоянии.

На пути к Самадхи человеку оказывается необходимым преодолевать такие барьеры, как невежество, эгоизм, желание, отвращение и страх.

Невежество проистекает из-за приписывания своей Самости внешнему миру и видение в нем, а не в себе самом источник положительных переживаний, непонимании того, что именно Самость является источником и причиной всего человеческого опыта.

Эгоизм проистекает из принятия своих мыслей и своего тела за свою Самость, в то время как ни тело, ни мысли, ни чувства человека не являются его подлинной Самостью.

Чувства удовольствия и неудовольствия — стремление к чему-либо, или избегание боли приводят к привязанности, которая делает человека рабом своих чувств.

Йога утверждает в сознании идею непривязанности к своим чувствам. Это означает, что человек может наслаждаться тем, что у него есть, но если он лишается этого источника наслаждения, он может отказаться от предмета привязанности — будь то человек или какая-либо вещь — без сожаления и горечи потери. Не чувства управляют йогином, а йогин управляет своими чувствами.

Чувства страха и тревоги, которым подвержены многие люди, проистекает из боязни смерти. Но человек, обретший Самость, понимает, что она бессмертна. Самость не рождается, так как она — вечнорожденное, она пребывает вечно и не умирает, когда умирает тело. Такой взгляд на мир — прекрасный способ примирения со смертью.

Теперь несколько слов о том, как эти общие положения должны воплощаться в реальной жизни.

Индийские учителя говорили нам о возможности человека быть счастливым, если он при этом будет правильно мыслить.

Многие люди полагаются, что они могут быть счастливыми только при условии если:

  • Если у них будет много денег,
  • если они станут знаменитыми,
  • если выйду замуж,
  • если будут дети,
  • если уйдут на пенcию и т.д.

В этом случае, ставя себе те или иные условия, при которых человек сможет быть счастливым, он никогда не сможет быть счастливым. Уметь быть счастливым здесь и сейчас — вот то, чему надо научиться в жизни. И если вы научитесь жить в настоящем, то сама природа даст вам всё, что нужно для счастья.

Для этого надо понимать, что мир состоит из противоречий, в ней есть добро и зло, радость и горе, свет и мрак. Всё это взрослый и зрелый человек должен принимать, а не желать, чтобы мир был таким, каким его хочется видеть. Вспомним Пушкина:

За благом вслед идут печали,
Печаль же — радости залог
Природу вместе создавали
Стрибог и мрачный Чернобог

Надо быть более требовательным к себе и более снисходительным к другим. Для этого наш гуру Панкач протягивал ладонь и загибал три пальца — мизинец, безымянный и средний к себе, а указательным вытягивал вперед. Большой палец указывал наверх, т. е. к космосу и высшим ценностям. Говоря другими словами, это означало, что в отношениях с другими людьми надо в три раза больше предъявлять требования к самому к себе и при этом ориентироваться на общечеловеческие ценности.

Надо четко знать ответы на такие вопросы, как:

  • за что я нему ответственность в этом мире,
  • за что не несу.

И по возможности делать каждый день пять добрых дел другим людям.

Многие люди не хотят нести ответственности за своё здоровье, полагая, что их должны лечить врачи. Поэтому они курят и пьют и не занимаются физической активностью. А когда они заболевают, то они обвиняют других в своих бедах и болезнях.

Однажды гуру Панкач привел такой пример. В футболе, как известно, игроки бьют по мячу и он катится туда, куда им нужно. Некоторые люди оказываются подобны такому мячу — под влиянием жизненных обстоятельств они являются мячиком или игрушкой для превратной судьбы или воли другого человека. Когда вы не делаете того, что хотите сделать, то вы становитесь мячиком, который пинают другие. Нужно быть режиссером своей жизни и самому прокладывать в ней свой путь.

Но для этого надо иметь четкие ответы на такие вопросы:

  • Кто я есть?
  • Для чего я пришел в этот мир?
  • Что мне предстоит сделать в этом мире?
  • Чем и как могу я приносить радость другим людям?

***

Этот опыт и уроки индийских учителей оказался весьма полезен для всех участников экспедиции. Он говорит о том, что во всем мире люди живут по одним и тем же нравственным законам, которые помогают чувствовать себя человеком и можно быть счастливым, если придерживаться правильного взгляда на мир и на самого себя.

В заключении — стихи, которые были созданы в процессе нахождения в измененном состоянии сознания, навеянного необыкновенными красотами Индии и путешествием по Гангу.

Там, где солнце восходит из моря и в море садится,
Где под пальмами смуглые люди спокойно живут,
Там мечты мои бродят и ищут забвенья в покое,
В медитации тихой желая найти свой приют.
Я отброшу дела и пошлю все заботы подальше,
И деньжат накопив, я отправлюсь навстречу мечтам.
Окунусь в теплый зной ароматов волшебных и пряных,
Поплыву по нездешним и тихим просторным водам…
Далеко-далеко от столиц и от споров ненужных,
Там, где Кришна и Будда, как боги, над миром парят,
Я войду в тихий храм, преклонюсь на обои колена,
И пускай обо мне что хотят все потом говорят…
Гуру встречу я там в одеянии желто-пурпурном,
И ему прошепчу о проблемах своих неспеша,
Улыбнется он мне, на меня он посмотрит с любовью,
Станет тихо на сердце, воспрянет из пепла душа.
Звук ситара пронзительно-нежный мне душу разбредит,
И в груди защемит от дрожащей, как в дымке, струны,
Из глубин моей памяти станут являться виденья
И вернутся ко мне позабытые детские сны…
Вот и стали мечты мои явью и в жизнь воплотились,
Я с друзьями плыву по широкой и светлой реке,
Воды Ганга, вмещая просторы и разум Вселенной,
Исцеляют и радость волшебно приносят ко мне.
Воды Ганга текут сквозь меня величавы и тихи,
И приносят покой в утомленный до дури мой мозг,
В медитации нежной дыханье свои успокоив,
Я сотру из сознанья печали удушливый смог.
Наша жизнь протекает по рекам и водопадам,
Скоро нам приплывать в наш последний большой океан,
Мы ни Кришны, ни Будды, мы только псих-терапевты,
Но хотим по делам приближаться к священным богам.
Люди ищут повсюду любви и защит от страданий,
Ищут долго, но все же не могут покоя найти,
Зная тайны души и причины напрасных блужданий,
Помогаем мы людям в их жизни не сбиться с пути.
Широки и просторны Бенгальские теплые воды,
Дышит мощью Природы всесильный, как Бог, океан,
И душа растворилась в бескрайних просторах Вселенной
Снова жизнь и судьба улыбаются ласково нам…
Река Ганг — Бенгальский залив 20-21 января 2008 г.
Альбом 1Альбом 2Альбом 3

Если вам понравилось - поделитесь с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники